Впервые среди горных вузов страны кафедра горных машин была организована в 1937 г. в Московском горном институте по инициативе крупнейшего ученого в области горного дела – академика Александра Митрофановича Терпигорева, который внес огромный вклад в горную науку, создав новое научное направление – механизацию горных работ. В связи с необходимостью развития средств механизации горных работ А. М. Терпигорев и организовал указанную кафедру, которую возглавлял до 1948 г. Позднее такие кафедры были организованы во всех горных вузах страны.


Академик АН СССР Терпигорев Александр Митрофанович

В 1940 г. коллективом сотрудников института при участии и под руководством академика А. М. Терпигорева был написан первый в мировой литературе учебник «Горные машины для выемки пластовых полезных ископаемых». В написании учебника принимали участие доценты П. Н. Демидов, М. М. Протодьяконов, Е. Ф. Шешко, инженеры Н. П. Федотов и   Н. В. Мельников.

А. М. Терпигорев постоянно подчеркивал то, что учебник по горным машинам должен содержать не только описание машин и их деталей, но и разбор принципиальных основ, на базе которых создаются машины и, в первую очередь, физических основ (свойства пород, процессы резания, разрушения и т. п.), а также технологических параметров машин применительно к системам разработки. В 1949 г. было выпущено второе (обновленное) издание учебника (А. М. Терпигорев, П. Н. Демидов, М. М. Протодьяконов). Под руководством академика А. М. Терпигорева в период его заведования кафедрой членами кафедры были защищены кандидатские диссертации, посвященные исследованиям процессов работы врубовых машин (П. Н. Демидов, М. П. Ситников).

В 1948 г. в связи с переходом академика А. М. Терпигорева на основную работу в Академию наук кафедру горных машин МГИ возглавил его ученик – доцент, кандидат технических наук Павел Николаевич Демидов.

Демидов Павел Николаевич

 

В этот период на кафедре были развернуты по линии аспирантуры (под руководством А. М. Терпигорева и П. Н. Демидова) исследования процессов резания антрацитов (В. И. Солод,   1951 – 1954 гг.), горючих сланцев (А. Ф. Кичигин, 1952 – 1955 гг.), подмосковного угля (Ю. Н. Казак, 1953 – 1956 гг.), горных пород типа глинистых и песчано-глинистых сланцев (В. Н. Гетопанов, 1953 – 1956 гг.), резания углей рабочим инструментом угольных, стругов (Н. Г. Картавый, 1955 – 1958 гг.), разрушения углей ударной нагрузкой (А. Н. Коршунов, 1955 – 1958 гг.).

Проведенные исследования позволили установить ряд основных закономерностей, необходимых для определения нагрузок на рабочем инструменте различных типов горных машин, а также выявить и экспериментально подтвердить, что весьма существенно, механизм разрушения углей и пород в процессе резания и объяснить исходные предпосылки формирования различных составляющих усилия резания на рабочем инструменте (В. Н. Гетопанов, Ю. Н. Казак, В. И. Солод), а также распределение нагрузок на передней грани резца по высоте его контакта с разрушаемым углем (Н. Г. Картавый).

С сентября 1957 г. по ноябрь 1969 г. кафедру возглавлял выпускник МГИ 1935 г. профессор, доктор технических наук Алексей Васильевич Топчиев. Работая в системе горного машиностроения с 1940 г., он прошел путь от конструктора проекта до директора крупнейшего института «Гипроуглемаш» и за создание горной техники в 1946, 1949 и 1952 гг. был удостоен Государственных премий.

В 1958 г. А. В. Топчиев назначается членом Госплана, в 1959 г. переводится на должность заместителя председателя Госкомитета Совета Министров по автоматизации и машиностроению, где осуществлял руководство тяжелым машиностроением, а с 1961 г. назначается председателем Госкомитета тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения – министром СССР. В 1965 г. А. В. Топчиев переходит полностью на работу в МГИ.

Богатейший опыт и знания позволили А. В. Топчиеву вместе с коллективом кафедры активно включиться в работу по созданию первых угледобывающих комплексов в нашей стране.

 

Топчиев Алексей Васильевич

 

 

При А. В. Топчиеве кафедра, названная «Горные машины и комплексы» (ГМК), начала выполнять научно-исследовательские работы по договорам с промышленностью. Получили широкое развитие исследования выемочных горных машин, в том числе для добычи урановых руд и калийных солей     (В. И. Солод, В. Н. Гетопанов, В. И. Зайков, В. М. Рачек, К. М. Первов), механизированных крепей (П. Н. Демидов, Н. А. Филимонов) и гидропривода горных машин (В. Н. Хорин, П. В. Коваль, И. Л. Пастоев, В.Ф. Еленкин, В. Ф. Замышляев), а также техники для открытых горных работ – роторных экскаваторов (Р. Ю. Подэрни, М. X. Мухамедов) и шарошечных буровых станков (Л. И. Кантович, В. М. Наумкин).

Впервые были разработаны методические основы расчета теоретической, технической и эксплуатационной производительности, а также анализа и оценки надежности горных машин и комплексов (А. В. Топчиев, В. И. Солод, В. Н. Гетопанов). Расширились и окрепли связи кафедры с проектно-конструкторскими, научно-исследовательскими институтами отрасли, а также: с горными предприятиями и заводами угольного и горного машиностроения.

Примером плодотворного научного сотрудничества кафедры с Узловским машиностроительным заводом явилось создание и изготовление в начале   60-х годов пяти автоматизированных струговых агрегатов СА, работающих без постоянного присутствия людей в забое. При работе на шахте «Прогресс» в Мосбассе были достигнуты наивысшие для того времени технико-экономические показатели при подземной добыче угля (А. В. Топчиев, В. И. Солод, Н. Г. Картавый, И. Л. Пастоев и др.).

Струговый агрегат СА на лаву длиной 60 м представлял собой автоматизированный струговый комплекс цикличного действия. В его конструкции были реализованы следующие новые технические решения:

·       статический струг на всю мощность пласта 2 м;

·       механизированная крепь, имеющая в своем составе базовые секции, передвигаемые на забой совместно с конвейером, что позволяло подхватывать кровлю в призабойном пространстве по мере подачи исполнительного органа на забой;

·       схема работы струговой установки с самозарубкой без концевых операций;

·       полная автоматизация работы исполнительного органа в течении цикла выемки угля;

·       гидравлическая схема поддержания прямолинейности забойного конвейера с настроенными регуляторами потока жидкости, позволяющая автоматически поддерживать необходимую прямолинейность става конвейера и дистанционно управлять с пульта, расположенного на штреке, величиной стружки на исполнительном органе агрегата;

·       несколько вариантов механизма управления агрегатом по гипсометрии пласта.

Применение этих решений в агрегате СА позволило осуществлять выемку угля без присутствия людей в забое с производительностью до 130 т/вых.

Работа над агрегатом СА явилась отправным пунктом для открытия в середине 60-х годов при кафедре отраслевой лаборатории агрегатов, приступившей под руководством А. В. Топчиева к обоснованию параметров и принципиальных конструктивных схем фронтальных угледобывающих агрегатов (агрегаты Ф-1, Ф-2 и АБТ).

В 60 – 70-е годы сотрудниками кафедры были изданы учебные пособия: «Выемочные и проходческие горные машины» (Н. А. Филимонов, 1958 г.); «Машины для очистных и подготовительных работ. Расчет и конструирование» (А. В. Топчиев, Н. А. Шурис, 1962 г.); «Горные машины для открытых работ» (Н. А. Филимонов 1968 г.) и учебники: «Горнопроходческие и строительные машины» (П. В. Коваль, 1960 г.); «Горные машины и комплексы» (А. В. Топчиев, М. Т. Коленцев и др. 1971 г.), «Горные машины и комплексы» (Л. И. Кантович и др. 1974 г.).

В этот период производилось также переоснащение лабораторной базы кафедры и были определены основные направления исследований ряда сотрудников кафедры с целью подготовки ими докторских диссертаций (доценты, кандидаты технических наук В. И. Солод, П. В. Коваль, В. Н. Гетопанов, Н. Г. Картавый, Р. Ю. Подэрни, Л. И. Кантович).

Интенсивное развитие открытых горных работ для добычи различных полезных ископаемых потребовало увеличить выпуск горных инженеров в области механизации открытых горных работ, и в 1967 г. в МГИ была образована кафедра механического оборудования карьеров (МОК), основной костяк которой составили сотрудники кафедры ГМК (Н. А. Филимонов, М. X. Мухамедов, В. Ф. Замышляев, В. А. Бритарев), а возглавлял ее до 1988 г. профессор, доктор технических наук Роман Юрьевич Подэрни.

В этой связи исследования в области выемочно-погрузочных и выемочно-транспортирующих машин стали выполняться на кафедре МОК. В то же время исследования рабочих процессов, динамики и надежности шарошечных буровых станков, получивших широкое распространение для бурения взрывных скважин на открытых горных работах, продолжали выполняться на кафедре ГМК. Это научное направление, равно как и исследования других типов бурильных машин для подземных горных работ возглавил профессор, доктор технических наук Л. И. Кантович.

Работы, начатые А. В. Топчиевым в области создания угледобывающих агрегатов, были продолжены с конца 1969 г. под руководством нового заведующего кафедрой профессора, доктора технических наук Василия Ивановича Солода, возглавлявшего кафедру ГМК до начала января 1980 г.


Солод Василий Иванович

 

Работа по агрегату Ф-1 была включена в планы важнейших работ Госплана, Госкомитета по науке и технике, Министерства угольной промышленности, Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения.

Опытный образец на лаву длиной 50 м был изготовлен Узловским машиностроительным заводом совместно с Малаховским экспериментальным заводом угольного машиностроения.

Кроме работ над агрегатами (В. И. Солод, М. Т. Коленцев, В. Н. Гетопанов, И. Л. Пастоев, В. М. Рачек, В. П. Жура), на кафедре продолжали выполняться научные исследования в области разрушения углей и пород инструментом горных машин (В. И. Солод, К. М. Первов), рабочих процессов взаимодействия исполнительных органов выемочных машин с разрушаемым массивом (В. И. Солод, В. И. Зайков, В. М. Рачек), надежности угольных комбайнов, механизированных крепей, шарошечных буровых станков и другой горной техники (В. Н. Гетопанов, Л. И. Кантович), исследования гидропривода горных машин (П. В. Коваль, И. Л. Пастоев, В. Ф. Еленкин).

Развитие новых научных направлений и комплексных исследований на кафедре позволило уже с начала 60-х годов приступить к модернизации учебных планов подготовки горных инженеров-механиков и электромехаников. Претерпели изменение содержание и номенклатура дисциплин, типовые программы которых были разработаны сотрудниками кафедры ГМК МГИ. Здесь в первую очередь нужно отметить такие дисциплины, как «Расчет и конструирование горных машин и комплексов» (А. В. Топчиев, В. И. Солод, В. Н. Гетопанов), «Гидропривод горных машин» (В. Н. Хорин, П. В. Коваль), «Горные машины и комплексы» (В. Н. Гетопанов), «Автоматизация горных машин» (Н. Г. Картавый), а затем во второй половине 60-х годов – «Надежность горных машин и комплексов» (В. Н. Гетопанов, Р. Ю. Подэрни, В. Ф. Замышляев) и «Основы художественного конструирования» (В. М. Рачек), в связи с разработкой кафедрой нового учебного плана специальности 0506 «Горные машины и комплексы», утвержденного Минвузом и предусматривающего подготовку горных инженеров-механиков по специализациям для подземных (ГМП), открытых (ГМО) работ и конструкторов.

После кончины В. И. Солода исполняющим обязанности заведующего кафедрой ГМК с января 1980 до марта 1981 г. являлся профессор, доктор технических наук Петр Васильевич Коваль, а с марта 1981 г. по настоящее время кафедру возглавляет профессор, доктор технических наук Леонид Иванович Кантович. В 1988 г. произошло объединение с кафедрой МОК, объединенной кафедре было присвоено название «Горные машины и оборудование».

В течение 80-х годов кафедра активно продолжала работы над агрегатом Ф-1. В 1982 – 1983 гг. были проведены его приемочные испытания, которые подтвердили возможность достижения высокой (до 250 т/вых) производительности труда рабочих и осуществления выемки угля без присутствия людей в забое. Межведомственная комиссия рекомендовала изготовить опытный образец агрегата длиной 100 м, который после изготовления и был поставлен в конце 1988 г. на шахту «Распадская» (г. Междуреченск) в Кузбассе.

Во фронтальных агрегатах Ф-1 были реализованы следующие новые прогрессивные технические решения:

·       кольцевой исполнительный орган, замкнутый в вертикальной плоскости, имеющий более 10 струговых кареток на катучих опорах, что обеспечивало обработку всей площади забоя с минимальными потерями мощности на трение в опорах;

·       применение в приводах исполнительного органа гидромуфт в сочетании с гидроприводом натяжного устройства, что обеспечило надежную защиту тягового органа выемочной машины от порывов;

·       новая структура агрегата, в которой база агрегата состоит из става конвейера и шарнирно соединенных с ним опорных элементов, рассредоточенных на лаве через каждую секцию механизированной крепи. Опорные элементы представляли собой базовые секции крепи специальной конструкции, расположенные под перекрытиями лавных секций, и контактирующие с кровлей только козырьками. Это обусловило хорошую управляемость агрегата по гипсометрии пласта;

·       гидравлическая следящая система поддержания прямолинейности базы, которая обеспечивала полную управляемость агрегата в плоскости пласта.

Примененные в агрегате Ф-1 новые технические решения позволяли ему осуществлять непрерывную короткую выемку угля без присутствия людей в забое.

В 90-х годах систематически ведутся работы по совершенствованию гидромеханического привода вращателя шарошечных буровых станков (Р. Ю. Подэрни, В. Ф. Сандалов, М. Р. Хромой).

Выполнена также разработка автоматизированной системы эргономической оценки системы оператор – горная машина (В. М. Рачек).

С середины 90-х годов были начаты исследования, связанные с разработкой средств первичного измельчения смерзшегося и крупнокускового твердого топлива на тепловых электростанциях, обогатительных фабриках и коксохимических заводах (Кантович Л. И., Берлявский Г. П., Гетопанов В. Н., Замышляев В. Ф.). За этот период были проведены исследования схем разрушения на рабочем органе, определена сопротивляемость разрушению смёрзшегося угольного топлива, разработаны элементы конструкции машин. Это оборудование нашло достаточно широкое распространение на обогатительных фабриках и тепловых электростанциях (внедрено 75 установок с экономическим эффектом более 2 млн. руб. на одну машину). Работы по этому направлению продолжаются. По итогам этой работы Кантовичу Л.И., Гетопанову В.Н., Берлявскому Г.П. присуждена Премия Правительства РФ в области науки и техники за создание и внедрение «Механизированного комплекса для измельчения смёрзшегося и негабаритного угольного топлива».

Развёрнуты работы по магнитно-импульсному упрочнению элементов горных машин и горного режущего и бурового инструмента, позволяющие увеличивать их стойкость не менее чем в 2 раза (Первов К.М.).

Начиная с 1993 года кафедра выигрывает на конкурсах грантов право выполнять научно-исследовательские работы за счёт средств Минвуза РФ  (Л. И. Кантович, В. Н. Гетопанов, И. Л. Пастоев, Р. Ю. Подэрни).

Расширились и укрепились международные связи кафедры. В 1988 г. установлено сотрудничество с фирмой «Кеннаметал» (США) в области внедрения технологии изготовления режущих инструментов на базе диффузионной сварки (Л. И. Кантович, К. М. Первов, А. А. Грабский).

Ведутся работы совместно с фирмой «Ингерсол-Рэнд» (США) по разработке проекта бурового станка нового технического уровня, на изобретения по которому были получены патенты в целом ряде европейских стран (Р. Ю. Подэрни, В. Ф. Сандалов, М. Р. Хромой).

На кафедре получено более 250 авторских свидетельств на изобретения и патентов, в том числе в 1991 г. патент США «Способ бестраншейной прокладки трубопроводов и устройство для его осуществления» (Л. И. Кантович, С. М. Григорьев).

Сотрудники кафедры постоянно участвуют в международных симпозиумах и конференциях по механизации и автоматизации горных работ (Голден, Колорадо, США), июнь 1995 г. – Р. Ю. Подэрни, Л. И. Кантович; Международный симпозиум «Горная техника и технология», Джанчку, Китай, 1996 г. – Р. Ю. Подэрни, М. Р. Хромой, В. Ф. Сандалов; по планированию горных работ и выбору горного оборудования, Сан-Пауло, Бразилия, 1996 г. – Р. Ю. Подэрни; Симпозиум по горному оборудованию, Острава, Чехия, 1997, 2001, 2005-2007 гг.

Кафедра организует и проводит международные семинары и симпозиумы по вопросам обеспечения надежности, создания и эксплуатации горных машин: Международный семинар «Проблемы и перспективы развития горной техники», Москва, 1994 г.; Международный симпозиум «Горная техника на пороге XXI века», Москва, октябрь, 1995 г, активно участвует в ежегодном проведении «Недели горняка» секция «Горные машины и оборудование).

По результатам НИР кафедрой было издано 11 монографий и значительное количество других научных трудов. За последние 5 лет сотрудниками опубликовано более 200 печатных работ в журналах «Уголь», «Горном информационно-аналитическом бюллетене», «Горные машины и автоматика», сборниках трудов семинаров и симпозиумов и др.

Преподавателями кафедры было подготовлено и защищено 9 диссертаций на соискание ученой степени доктора и 28 диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук. Профессора А. В. Топчиев, В. И. Солод были, а профессор Л. И. Кантович и в настоящее время является членом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации.

Кафедра поддерживает творческие связи с вузами горного профиля России и ряда стран СНГ, зарубежными вузами, НИИ, проектно-конструкторскими организациями и заводами угольного машиностроения, ведёт работы для г. Москвы с организациями: ОАО Мосинжстрой, ОАО Мосметрострой, завод «Метромашстрой-реконструкция», Высотспецстрой, Трансинжстрой.

В процессе многолетней научно-исследовательской работы учёных на кафедре по основным направлениям развития горной техники  сложились научные школы. В частности, направление развития буровой техники возглавляет профессор Кантович Л.И.; направление развития и совершенствования машин для открытой добычи угля возглавляет профессор Подэрни Р.Ю.; направление управляемости средств выемки угля без присутствия людей в забое возглавляет профессор Пастоев И.Л; направление развития теории разрушения горных пород рабочим инструментом возглавляет профессор Грабский А.А.; направление надёжность горных машин возглавляет проф. Козлов С.В. и доцент Рахутин М.Г.

Базируясь на научном потенциале учёных кафедра способна сегодня решать следующие научно-технические задачи:

  • обоснование и разработка средств механизации поточной выемки угля из забоев длиной до 300 м для пластов мощностью до 2 м;
  • обоснование рациональной структуры автоматизированного очистного комплекса, значительно облегчающей задачу его автоматизации и управляемости;
  • разработка унифицированной гидравлической следящей системы поддержания   прямолинейности   автоматизированного   комплекса   или агрегата, позволяющей автоматически поддерживать заданное положение комплекса в плоскости пласта и подачу конвейера с выемочной машиной на забой при фронтальной схеме передвижки последнего. Эта система может служить  исполнительным  механизмом  при  разработке  автоматической системы передвижения комплекса в целом;
  • разработка эффективных способов и средств управления агрегатом или комплексом по гипсометрии пласта, обеспечивающих управляемость последних при передвижении по угольному пласту;
  • обоснование   способов   повышения   надежности   оборудования комплекса или агрегата на стадии проектирования;
  • разработка теории и способов практического использования средств стабилизации рабочих процессов роторных экскаваторов;
  • разработка способов и средств повышения качества рабочей жидкости с целью повышения надёжности гидрооборудования механизированных крепей;
  • разработка бурового инструмента и магнитно-импульсное его упрочнение;
  • разработка и совершенствование горных машин для подземного строительства в г. Москве;
  • модернизация механизированных комплексов для разрушения смёрзшегося и крупногабаритного угольного топлива на обогатительных фабриках и тепловых электростанциях.

На основании творческого сотрудничества подготовлено для других организаций 23 доктора и более 200 кандидатов технических наук (в том числе и для ряда зарубежных стран: Китай, Вьетнам, Болгария, Венгрия, Германия, Белоруссия, Узбекистан, Таджикистан, Армения).

Кафедра являлась головной в разработке учебных планов специальности 0506 «Горные машины и комплексы» (1968, 1974, 1983 гг.), специальности 17.01 «Горные машины и оборудование» (1988 г.) и специальности 150402 «Горные машины и оборудование» (2000, 2005гг.), утверждавшихся Минвузом,

Здесь следует отметить, что профессора А. В. Топчиев и В. И. Солод возглавляли учебно-методическую комиссию по специальности «Горные машины и комплексы», профессор В. Н. Гетопанов на протяжении более 15 лет являлся ученым секретарем комиссии. Профессор Л. И. Кантович с середины 80-х годов был заместителем председателя, а в настоящее время председателем учебно-методического совета по специальности «Горные машины и оборудование».

По инициативе кафедры была создана новая специализация «Горные машины и электрооборудование для строительства городских подземных сооружений» для подготовки горных инженеров-электромехаников соответствующего профиля.

Сотрудники кафедры активно участвовали в разработке учебных программ как для специальности «Горные машины», так и для практически всех специальностей вуза. Так, для сборников типовых программ, изданных в 1975, 1984 и 1991 гг., ими было подготовлено 63 программы.

С 1992 г., учитывая современную тенденцию развития высшего образования, на кафедре были разработаны новые учебные планы подготовки по направлению «Горное дело» бакалавров техники и технологии по специальности «Горные машины и оборудование», горных инженеров по этой же специальности и магистров горного дела (В. М. Рачек, Л. И. Кантович, В. Н. Гетопанов, М. Р. Хромой), а также программы преподаваемых дисциплин. Преподавателями кафедры разработаны новые учебные планы подготовки специалистов по направлению 21.05.04 (130400) «Горное дело» в соответствии с ГОСВПО.

Последние годы коллектив кафедры ведёт большую работу по разработке новых учебных планов ФГОС по направлению «Горное дело» для подготовки специалистов, магистров и аспирантов по специализации «Горные машины и оборудование».

На кафедре имеются лаборатории горных машин и оборудования, буровой техники и инструмента, гидравлики и гидропривода. Лаборатории оснащены моделями горнопроходческих комплексов, комбайнов, экскаваторов и агрегатов. Для учебного процесса используется горная техника в натуральном исполнении – это комбайны, крепи, буровая техника и т. д., что дает возможность студентам ближе познакомиться с их устройством и принципом действия. Кафедра располагает двумя классами вычислительной техники, кинозалом и фильмотекой для показа документальных фильмов об отечественной и зарубежной технике.

Обсуждение новых направлений научных исследований. В.Н. Гетопанов и Л.И. Кантович (слева направо)

 

В 80 – 90-х годах преподавателями кафедры было подготовлено и издано 7 учебников и 2 учебных пособия для высших учебных заведений, а именно: «Горные машины и автоматизированные комплексы» (В. И. Солод, В. И. Зайков, Н. М. Первов, 1981 г.); «Проектирование и конструирование горных машин и комплексов» (В. И. Солод, В. Н. Гетопанов, В. М. Рачек, 1982 г.); «Горные машины и комплексы для открытых работ» (Р. Ю. Подэрни, 1985 г.); «Горные, транспортные и стационарные машины» (К. Ф. Вороновский, Ю. С. Пухов, В. И. Шелоганов, 1985 г.); «Проектирование и надежность средств комплексной механизации» (В. Н. Гетопанов, В. М. Рачек, 1986 г.); «Горные и транспортные машины и комплексы» (В. Н. Гетопанов, Н. С. Гудилин, Л. И. Чугреев, 1991 г.); «Эксплуатация и ремонт карьерного оборудования» (В. Ф. Замышляев, В. И. Русихин, Е. Е. Шешко, 1991 г.); «Эксплуатация горных машин и оборудования» (В. И. Зайков, Г. П. Берлявский, 1996, 2001гг.); «Гидравлика и гидропривод» (Н. С. Гудилин, Е. М. Кривенко, Б. С. Маховиков, И. Л. Пастоев, 1996 г.); «Горные машины и комплексы для открытых работ» (Р. Ю. Подэрни, 1998 г. и 2001 г.); «Механическое оборудование карьеров» (Р.Ю. Подэрни, 8 изд. 2013 г.); «Техническое обслуживание и ремонт горного оборудование» (под ред. В.Ф. Замышляева, 2003 г.); «Машины и оборудование для горностроительных работ» (Л.И. Кантович, Г.Ш. Хазанович, В.В. Волков, Э.Ю. Воронова, А.В. Отроков, В.Г. Черных, 2011 г.); «Горные машины и оборудование для подземных горных работ» (Л.И. Кантович, В.Г. Мерзляков, 2014 г.).  Кроме того, были изданы учебники для техникумов: «Горные машины и комплексы» (В.Ф. Замышляев, В.А. Бритарев, 1984 г.), «Горные машины» (Л.И. Кантович. В.Н. Гетопанов, 1989 г.). На кафедре в настоящее время работают 14 преподавателей – 6 профессоров, 7 доцентов. Среди них 4 доктора технических наук и 7 кандидатов технических наук. Профессор Кантович Л.И. является дважды Лаурятом премии правительства Российской Федерации. Три профессора (Кантович Л.И., Подэрни Р.Ю., Пастоев И.Л.) имеют звание «Почётный работник высшей школы», пять преподавателей имеют звание «Заслуженный работник МГГУ». Таким образом, научная школа, созданная в середине 30-х годов академиком А.М. Терпигоревым в области изучения рабочих процессов и разработки средств механизации горных работ, развивалась и продолжает развиваться в МГИ-МГГУ его непосредственными учениками и последователями под руководством доцента П. Н. Демидова, профессоров А.В. Топчиева, В.И. Солода, Р.Ю. Подэрни, И. Л. Пастоева, Л.И. Кантовича.