Модуль 1. Введение в стратегическое управление

Развиваемые компетенции модуля:

  • Иметь представление об основных принципах и инструментах стратегического управления компанией;
  • Иметь представление о средствах автоматизированной поддержки стратегического управления;
  • Знать методы формализации стратегии, в том числе:
    • проектирование миссии,
    • выбор стратегии и определение стратегических целей,
    • определение критических факторов успеха,
    • проектирование функциональных целей и ключевых показателей деятельности.
  • Знать техники формализации стратегии:
    • SWOT анализ;
    • Мастерские и мозговые штурмы.
  • Уметь формировать стратегические карты и сбалансированные системы показателей компании;
Общая характеристика модуля

В рамках данного модуля дается краткий анализ потребностей собственников и менеджеров предприятий в области стратегического планирования и управления. Рассматриваются основные подходы и инструменты формирования формализованной стратегии компании – стратегические карты, системы сбалансированных показателей, программы развития. Приводятся референтные модели и примеры формализованных стратегий в различных областях бизнеса, некоммерческой сфере, а также в отдельных функциональных областях деятельности предприятий. Теоретический материал закрепляется путем построения стратегических карт в рамках выполнения учебного проекта.

Тема 1.1. Необходимость системы управления деятельностью компании

Тема 1.2. Стратегия компании – основные положения

Тема 1. 3. Формализация стратегии шаг за шагом

Лекция 1.

Кому и какая нужна стратегия. Что и почему следует измерять. Измерять или управлять.
Определения стратегии. Система целей компании.  Миссия компании. Стратегические цели.
Школы стратегий и сценарии разработки стратегий. Формирование референтной модели стратегии. Формирование креативной группы.

Тема 1. 4. Стратегический анализ и синтез стратегии

Тема 1.5. Метафоры стратегического управления

Лекция 2.

Анализ факторов влияния и синтез стратегии. Содержание стратегического анализа. Методы проведения стратегического анализа. От анализа к синтезу.
Почему нужны метафоры. Инструменты стратегического управления. Стратегические карты в коммерческой сфере  Стратегические карты в государственном управлении и в некоммерческой сфере.

Семинар 1. Мастерская «Формирование стратегической карты производственного предприятия».

Модуль 2. Сбалансированная система показателей

Тема 2.1. Ключевые показатели деятельности

Тема 2.2. Управление по отклонениям

Тема 2.3. Каскадирование показателей на функциональный уровень

Лекция 3.

Место показателей в системе стратегического управления. Виды и показателей и их балансов. Формат описания показателей.
Формирование стратегических планов. Разработка процессов стратегического управления. Связь стратегии с циклом развития организации. Разработка системы стратегического управления. Уровни стратегического управления. Типовые функциональные стратегии.
Каскадирование показателей на функциональный уровень шаг за шагом.

Семинар 2. Мастерская «Формирование стратегической карты производственного предприятия» (продолжение).

Тема 2.4. Каскадирование показателей на операционный уровень

Тема 2.5. Внедрение системы сбалансированных показателей

Тема 2.6. Референтные модели и примеры проектов

Лекция 4.

Принципы формирования процессных метрик. Показатели уровня подразделений.
Содержание проекта внедрения. Команда проекта внедрения. Риски проекта внедрения.
Примеры сбалансированных систем показателей для различных компаний и подразделений.

Модуль 3. Стратегия развития информационных технологий

Тема 2.1. ИТ-стратегия – общие положения

Тема 2.2. Цели и задачи развития информационных технологий

Тема 2.3. Показатели и метрики в области ИТ

Тема 2.4. Масштабные изменения ИТ – проблемы и способы их преодоления

Лекция 5.

Информационные технологии на современном предприятии. Стратегический анализ информационных технологий. Содержание ИТ-стратегии.
ИТ-служба компании как партнер по бизнесу.  Основные процессы управления ИТ.  Стратегическая карта ИТ-службы.
Ключевые показатели деятельности ИТ службы. Процессные метрики для управления ИТ услугами. Показатели и система мотивации.

Семинар 3. Деловая игра «ИТ-служба: Агент влияния или партнер по бизнесу».