Устинов Алексей Валентинович

заведующий лабораторией
  • Телефон: +7 495 638-46-46

Доктор физико-математических наук, профессор. Заведующий лабораторией «Сверхпроводящие метаматериалы» НИТУ «МИСиС», приглашенный профессор, руководитель темы «Квантовые цепи» Российского квантового центра, заведующий кафедрой Технологического института Карлсруэ (Германия).

Алексей Устинов является одним из наиболее известных в мире экспертов по длинным джозефсоновским переходам и физике магнитных солитонов — нелинейных волн. Он много лет занимается исследованием многослойных и дискретных джозефсоновских систем, этой теме посвящены его наиболее цитируемые работы. В 2000 году группа Устинова обнаружила внутренние локализованные моды (дискретные бризеры) в массивах джозефсоновских контактов. В 2003 году группа опубликовала в журнале Nature сообщение о туннелировании джозефсоновского вихря — крупнейшего квантового объекта, обнаруженного на сегодняшний день. В последние годы основной акцент в исследованиях группы Устинова сделан на сверхпроводящие кубиты. B 2009 году был продемонстрирован самый быстрый из зарегистрированных на данный момент сверхпроводящих кубитов с частотой когерентных колебаний достигающей 30 ГГц. Работы группы в 2010-2011 годах были сосредоточены на изучении когерентных двухуровневых дефектов в туннельных барьерах джозефсоновских контактов и гибридных квантовых систем с ними связанных. В июне 2013 года ученые из лаборатории сверхпроводящих метаматериалов НИТУ «МИСиС» и Российского квантового центра под руководством профессора Алексея Устинова впервые в России измерили кубит. В мае 2015 г. научной группой из представителей НИТУ «МИСиС», РКЦ, МФТИ и ИФТТ РАН впервые в России был создан сверхпроводящий кубит, одним из руководителей этого проекта был Алексей Устинов.

В 2011 году Алексей Устинов выиграл мегагрант Правительства РФ на 150 миллионов рублей и стал руководителем проекта по изучению метаматериалов в специально созданной лаборатории НИТУ «МИСиС».

Автор более 250 работ в реферируемых научных журналах и 2 патентов. Статьи в Physical Review, Physical Review Letters, Science, Nature.

Область научных интересов: Физика низких температур, сверхпроводимость, сверхпроводниковая электроника, квантовая когерентность, квантовые биты (кубиты), реализация квантового компьютера, физика нано-структур, наноэлектроника, терагерцовые генераторы и детекторы.