В актуальный круг понятий в области качества высшего образования включены следующие:

  • Качество высшего образования.
  • Качество подготовки специалистов с высшим образованием.
  • Проблемы качества подготовки специалистов с высшим образованием.
  • Системное исследование качества высшего образования.
  • Нормы качества высшего образования.
  • Критерии качества высшего образования.
  • Оценка качества высшего образования.
  • Мониторинг качества высшего образования.
  • Обеспечение качества высшего образования.
  • Управление качеством высшего образования. 

 

Базовые понятия в области качества высшего образования

Понятие

Определения

1

2

Качество
высшего образования
(в широком смысле)

·      Сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам);

·      Системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы)

Качество подготовки
специалистов с высшим образованием (качество высшего образования
в узком смысле)

·      Сбалансированное соответствие подготовки специалистов с высшим образованием (как результата и как процесса) многообразным потребностям (государства, общества, личности), целям, требованиям, нормам, стандартам;

·      Системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) подготовки специалистов с высшим образованием (как результата и как процесса)

Проблемы качества

подготовки специалистов

с высшим образованием

·      Совокупность актуальных теоретических и практических вопросов в сфере качества подготовки специалистов с высшим образованием, имеющих различную природу и требующих своего исследования и решения в целях обеспечения сбалансированного соответствия (в определенном смысле) подготовки специалистов (как результата и как процесса) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам, стандартам

Системное исследование

качества высшего

образования

·      Исследование, обеспечивающее необходимую (для конкретного этапа общественного и личностного развития) глубину структуризации качества высшего образования как объекта исследования и учет всех существенных (для эффективной организации и управления высшим образованием) его взаимосвязей как внутри системы высшего образования (внутреннее качество), так и вне ее (внешнее качество)

Нормы качества

высшего образования

·      Выявленные, признанные и зафиксированные документально системы требований к качеству высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы), соответствующих потребностям общества и личности в качестве высшего образования определенной структуры и уровня

Критерии качества

высшего образования

·      Признаки степени соответствия качества высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам

Оценка качества

высшего образования

·      Мера качества (числовая и семантическая) высшего обра­зования (как результата, как процесса, как образовательной системы), выражающая собой соотнесенность измерений свойств (допущений, характеристик, параметров, отношений) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества

Мониторинг качества

высшего образования

·      Комплексная система наблюдений состояния и изменений, оценки и прогноза по отношению к качеству высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы, ее внутренних и внешних связей)

Обеспечение качества

высшего образования

·      Поддержание качества высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) на уровне не ниже установленных норм, требований, стандартов;

·      управление качеством функционирования в системах высшего образования (в соответствии с принципом дуальности организации и управления в сложных системах) под установленные цели функционирования (на жизненном цикле систем высшего образования)

Управление качеством

высшего образования

Общее определение:

·        Воздействие на процессы становления, обеспечения, поддержания развития (улучшения) качества по отношению ко всем объектам и процессам в высшим образованием (в цепи их жизненных циклов) со стороны «субъекта управления» и организация им обратной связи (контроля, оценки, анализа) в соответствии со сформулированными целями, нормами, стандартами

В широком смысле:

·        Управление отношением адекватности (соответствия) высшего образования (как социального института) социальным нормам качества

В узком смысле:

·        Управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием (как результатом и как процессом)