КРЮКОВА ОЛЬГА ПАВЛОВНА [VIEW THIS PAGE IN ENGLISH]
Профессор кафедры РИЯЛ
krukova-op@narod.ru

Образование:

Московский Государственный Институт Иностранных Языков им. М. Тореза (в наст. время МГЛУ). 1968г.
 
Кандидатская диссертация – 10.02.04 – германские языки.
 
Докторская диссертация – 10.02.21 – структурная, прикладная лингвистика)
 
Область научных интересов:  Организация обучения в компьютерной среде, моделирование знаний и управление знаниями  в самостоятельной работе учащегося.
Ученая степень: Доктор филологических наук, старший научный сотрудник.
 

Учебные курсы, читаемые в университете:

Прикладная лингвистика, лингводидактика, когнитивная лингвистика.
 
1. «Практический курс английского языка для студентов технических специальностей» (1-4 семестры)
(Данный курс проводится в соответствии с обновленной концепцией и экспериментальной программой обучения английскому языку бакалавров, разработанными на кафедре РИЯЛ МИСиС. Пилотируется учебник английского языка “Touchstone”).
 
2. «Курс технического перевода ( уровень - бакалавр) для студентов Факультета информатики в инноватике». (5-6 семестры).
(Данный курс проводится в соответствии с обновленной концепцией и экспериментальной программой обучения английскому языку бакалавров, разработанными на кафедре РИЯЛ МИСиС. Пилотируются учебники английского языка “Technical English ”, “English for Engineering”).
 
3. «Курс технического перевода (уровень – магистр) для студентов Факультета экономики и менеджмента» (дополнительное образование).
(Цель курса – углубление лингвистической компетенции, формирование когнитивной компетенции в работе с иноязычной текстовой информацией путем использования методов когнитивной и структурной лингвистики, знакомство с актуальной современной литературой по специальности на материале англоязычной культуры, углубление профессиональной компетенции в передовых областях мировой теории и практики в области экономики и менеджмента).
 
4. «Курс методики обучения английского языка» для студентов – лингвистов Факультета межкультурной коммуникации ( 10 семестр)
(Цель курса – знания в области современной лингводидактики, существующих  европейских  подходов к организации обучения английскому языку, в том числе и в компьютерной среде).
 
5. «Курс теоретической фонетики английского языка» - для студентов- лингвистов Факультета межкультурной коммуникации (3 семестр)

(Цель курса – теоретические знания об артикуляторной фонетике, социофонетике, диалектах и вариантах английского языка,    практические навыки по организации самостоятельной работы над звуковым строем английского языка и его интонацией).

Публикации:

  1. Крюкова О.П. Лингвистическая компетенция: орфография: Учебно- методическое пособие – книга и CD для начального этапа обучения A1. 6 п\л - М: НИИ школьных технологий, 2008.
  2. Крюкова О.П., Харламов А.А. Представление знаний в человеко- машинных системах для обучения языку \\ в кн. «Лингвистическая полифония». Отв. Редактор В.А. Виноградов. Изд-во «Языки славянских культур» - М.: 2007. С.с. 812-832
  3. Крюкова О.П. Понятие глубинной структуры на современном этапе. \\ Научная серия «Нейрокомпьютеры и их применение» ,   Интегральный робот, Книга20. - М., Радиотехника, 2006. С. 98-111
  4. Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде. - М., Логос, 1998. 126с.

Основная учебная литература, автором или соавтором которой является преподаватель:

  1. Крюкова О.П. Лингвистическая компетенция: орфография. Учебно- методическое пособие – книга и CD для начального этапа обучения A1. 6 п\л - М:  НИИ школьных технологий, 2008
  2. Практическая фонетика английского языка. Учебно – методическое пособие. - М.,   МГСУ, 2003. 92с.
  3. Практическая грамматика ангийского языка . Учебно – методическое пособие. - М. МГСУ, 2003 . 128 с.
  4. Информационная база обучения английскому языку для студентов технических специальностей – Библиотека МИСиС (электронный материал , в процессе разработки).

Учебные пособия и электронные материалы, используемые автором в преподавании: 

  1. Крюкова О.П. Проблема именования предметов: Учебно-методическое пособие по практической и теоретической грамматике английского языка для самостоятельной работы студентов 1-2 курсов в компьютерной среде. – М.: МИСиС , 2007. – С. 47
  2. Крюкова О.П. Практическая грамматика.
  3. Крюкова О.П. Теоретическая фонетика
  4. Крюкова О.П. Теоретическая грамматика
  5. Крюкова О.П. Орфография
  6. Крюкова О.П. Учебно-методическое пособие по грамматике "Статика" - Уровень А1
  7. Крюкова О.П. Учебно-методическое пособие по грамматике "Динамика действия" - Уровень А2
  8. Крюкова О.П. Учебно-методическое пособие по грамматике "Сложное предложение" - Уровень В2
  9. Крюкова О.П. Грамматический справочный материал - Уровни A1-B1
  10. Research papers by Chinese students from Fort Hays State University (USA, Kansas). Reading material on Social Communication.

Участие в НИР, грантах, разработках:

С 1990 г. по 1998 г. являлась научным сотрудником НИИ проблем высшего образования (НИИ ВО), принимала постоянное участие в НИР своего отдела по разработке экспериментальных образцов программных средств учебного назначения для обучения иностранному (английскому языку) , их апробации в учебном процессе в различной возрастной аудитории, разработке педагогических технологий по их использованию .
 
С 2007 по наст. время является ведущим научным сотрудником Федерального института развития образования (ФИРО). Ведет научную тему «Развитие речевой, коммуникативной и интеллектуальной деятельности учащихся», участвует также в разработке другой темы НИР – «Электронная библиотека» под руководством д.техн. н. Харламова А.А.

Награды, почетные звания, другие достижения:

  1. Крюкова О.П., академик Академии информатизации образования - АИО .  http://www.acadio.ru/ АИО - межрегиональная общественная организация Министерства образования РФ   в области информатизации  образования и региональных программ, информационного  обеспечения молодежной политики.
  2. Крюкова О.П. Действительный академик Российской академии социальных наук –http://www.rgsu.net/common/rasn/ – РАСН – общероссийская общественная самоуправляющаяся организация ученых, работающих в различных сферах науки; координация фундаментальных и прикладных исследований.
  3. Крюкова О.П. член Российской коммуникативной ассоциации (РКА) – http://www.russcomm.ru/rca_office/ustav.shtml,   – общественная профессиональная организация для развития и популяризации международного опыта преподавания коммуникативных дисциплин в России.
  4. Крюкова О.П. Член Научного общества прикладной лингвистики (НОПриЛ) - http://www.nopril.ru/ - Национальное общество прикладной лингвистики (НОПриЛ) – российское отделение AILA, Международной ассоциации прикладной лингвистики.

Награждения: 

Звание - «Лучший преподаватель года» – РГСУ , 2003-4 года в цикле общепрофессиональных дисциплин
   
Премия Дж. Сороса за участие в конкурсе «Обновление гуманитарного образования» и разработку компьютерной системы    «Деловая переписка» в соавторстве с Ю.И. Лобановым и Т.А. Казарицкой – М., 2001

Научные публикации за последние 5 лет:

Крюкова О.П. Использование фреймовой модели представления знаний как метода в лингвистических исследованиях. \\ Вестник МГЛУ .  Вып.572. Языкознание.  -2009. С. 226-235
 
Крюкова О.П. Концептуальное моделирование в лингводидактике: результаты, проблемы, перспективы \\ Вестник МГЛУ №21(600).  2011

 Крюкова О.П. Фонестема в фонетическом, лексикосемантическом и мультисенсорном аспектах //: Сб. науч. ст. « Ивановская лексикографическая школа: традиции и инновации». Иваново: Изд-во ИвГУ, 2011. С. 335-341.

 Крюкова О.П. Глобализация - процесс развития фундаментальных идей европейского образования через сферу обучения языку.  // Проблемы современного образования. - 2010. - № 6. - С.60-73. - Режим доступа: http://www.pmedu.ru/res/2011_1_7.pdf
 
Крюкова О.П., Антопольский А.Б., Маркарова Т.С., Харламов А.А. Электронные библиотеки в образовании. \ Под ред. Крюковой О.П. , Харламова А.А.. 7 п\л . В печати.
 
Крюкова О.П., Кони Айгенман- Малик, Морин Миниелли. Интернационализация образования как средство подготовки студентов к программе академической мобильности (Россия- США). Материалы 12 Российско- американской практической конференции по актуальным вопросам современного университетского образования. СПб , 12-14 мая 2009.
 
Крюкова О.П., Харламов А.А. Исследование и разработка словаря предметной области с помощью фреймовой концептуальной модели предметной области (лингводидактический аспект проблемы) \\ Новое в теории и практике лексикографии: синхронный и диахронный подходы .Материалы Vlll Международной школы- семинара Иваново, 10-12 сентября 2009. С.с. 88-93, 2008.
 
Крюкова О.П. Лингвистическая компетенция: орфография. Учебно- методическое пособие – книга и CD для начального этапа обучения A1. 6 п\л - М:  НИИ школьных технологий, 2008.
 
Крюкова О.П., Харламов А.А. Представление знаний в человеко- машинных системах для обучения языку \\ в кн. «Лингвистическая полифония». Отв. Редактор В.А. Виноградов. Изд-во «Языки славянских культур» - М.: 2007.. С.с. 812-832 2006.
 
Крюкова О.П. Технология лингво-дидактического моделирования для обучения грамматике языка (на материале английского языка) \\ «Язык и общество» Материалы международной научной конференции. Том 2. 2006. РГСУ стр 115-117
 
Крюкова О.П. От метода к технологии: новые возможности и цели в профессиональной подготовке лингвистов \\ В сб. «Иностранные языки и реформирование системы высшего профессионального образования в рамках Болонских соглашений.» Отв. Редактор Тупицына И.Н. стр 43-48 - М:  РГСУ, 2006.
 
Крюкова О.П. Понятие глубинной структуры на современном этапе. \\ Научная серия «Нейрокомпьютеры и их применение» ,   Интегральный робот, Книга20. - М., Радиотехника, 2006. С. 98-111
 
Крюкова О.П. “Intonare”: смысл, текст . \\ Интонология. Академические тетради. Вып. 11. М., Независимая академия эстетики и свободных искусств. -2006. С. с. 38-41
 
Крюкова О.П. Электронное обучения английскому языку в контексте новой образовательной парадигмы. Пленарный доклад на VI Международной научно- практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 110-летию Томского политехнического университета и 100-летию первого выпуска сибирских инженеров «Коммуникативные аспекты языка и культуры». Томск: ТПУ , Институт языковой коммуникации. 16-17 мая 2006.
 
Крюкова О.П. , Федосова Е.С. Проблема обоснования фонемного статуса в контексте когнитивных лексико- фонологических исследований Сс 153- 158 \\ Проблемы психолингвистики, интерпретации текста и теории коммуникации. Москва: Изд-во московского государственного областного университета. 2006.
 
Крюкова О.П., Харламов А.А. Подготовка специалиста-нефилолога к переводческой работе: технология обучения в компьютерной среде. \\Теория и практика перевода. №1, 2005 . С. 29-38
 
Крюкова О.П. Проблема подготовки учебно–методических материалов для самостоятельной работы учащегося (на опыте разработки кейс- технологии)\\ Социальное партнерство: проблемы взаимодействия человека, общества, государства (Материалы Четвертых годичных научных чтений РГСУ 29-30 января 2005 года) - М.: РГСУ . С.с. 160-164
 
Крюкова О.П. Лингводидактика в контексте информационных технологий (управление знаниями процесса синтеза речи). \\ Языковая личность в социальной и межкультурной коммуникации. Материалы 3-й открытой лингвистической конференции. - М.: РГСУ, 2004
 
Methodological knowledge management in computer teaching of English through business International workshop \ Speech and computer . Moscow, Russia 27-29 oct 2003.
 
Organised by Moscow state linguistic University
 
Практическая фонетика английского языка . Учебно – методическое пособие. - М.,   МГСУ, 2003. 92с.

Практическая грамматика ангийского языка . Учебно – методическое пособие. - М. МГСУ, 2003 . 128 с.
 
Крюкова О.П. Логико- лингвистическое моделирование знаний как управляющая и системообразующая основа дистанционного обучения. \\ Материалы Четвертой всероссийской научной Интернет – конференции «Компьютерные технологии и    моделирование в естественных науках и гуманитарной сфере». Вып. 22. Тамбов.- Мин образования РФ, ТГУ им. Державина, Институт математики, физики и информатики. – 2002. С.с. 78-86

Крюкова О.П. «Коммуникация Ученик- Учитель в компьютерной среде дистанционного обучения»   \\ Материалы Международной научно – практической конференции «Коммуникация : теория и практика в различных социальных контекстах». Часть 1. Пятигорск- Министерство образования РФ, Российская коммуникативная ассоциация, Пятигорский государственный лингвистический университет . 2002., с. с. 166-168

Крюкова О.П., Розина И.Н. О разработке модели педагога новой формации, владеющего новыми информационными технологиями. // Педагогическая информатика. № 1, 2002. с.с. 25-35
 
Проблемы подготовки информации для организации дистанционного обучения\\ Обучение в компьютерной среде. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, ИНИНФО. – 2002.

Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет:

1. Федеральная программа повышения квалификации преподавателей «Инновация в системе ВПО ( на основе информационных технологий)» 7-19 мая 2007 года в ЦППКП Казанского государственного технологического университета. Удостоверение: регистрационный номер 5439 о прохождении курса «Инновации в системе высшего профессионального образования».
 
2. По программе Национальной коммуникативной ассоциации США (National Communication Association) США, июль 24-30, 2005, штат Айова, Декора, Лютер колледж.
 
3. Повышение квалификации на кафедре РИЯЛ МИСиС (2010-2011)  по направлениям и темам:  

1) тренинг по подготовке к сдаче экзамена “IELTS”
2) сдала МОК – экзамен “IELTS”
3) участвовала в семинаре «Введение в Touchstone»
4) участвовала в семинаре «Европейское преподавание английского  языка»
5) участвовала в семинаре «Организация работы на платформе Кембриджского университета»
6) участвовала в семинаре по формам обучения на основе платформы “Blended learning”
7) участвовала в семинаре «Стратегии самостоятельной работы учащегося».