В принятом в 2009 году  на конференции Министров, ответственных  за образование, Коммюнике «Болонский процесс 2020 - европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» в г. Лёвен, были намечены стратегические направления развития Болонского процесса, а именно: социальное измерение (принятие Европейской студенческой конвенции; организация общеевропейских встреч студентов на высшем уровне; проведение международных семинаров и конференций по социальному измерению высшего образования); непрерывное образование (разработка национальных структур квалификаций; усиление роли результатов обучения и структур квалификаций как инструментов мобильности; собрания рабочих групп BFUG по проблемам признания предшествующего обучения; внедрение краткосрочного высшего образования в европейские образовательные системы); трудоустраиваемость / способность к трудоустройству (проведение семинаров по национальным особенностям трудоустройства выпускников-бакалавров в Европе); студентоцентрированный подход и обучающая миссия высшего образования (актуализация проблемы «новые студенты – новые подходы»; созыв международной конференции по активизации освоения студентоцентрированного обучения в вузах); образование, исследования и инновации (приоритетные темы: «высшее образование, предприятия и регионы – партнерство для инноваций и развития»; «уровень мировых стандартов – новая эра во всемирном высшем образовании и исследовательской работе»; «университеты высшего качества – обучение, учение, исследование и работа на общественное благо»; «всемирные инновации в высшем образовании»); международная открытость (организация представительных конференций и семинаров, охватывающих вопросы интернационализации высшей школы, продвижения на всемирные рынки Европейского пространства высшего образования, внешнего измерения университетов Европы); мобильность (анализ проблем транснациональной мобильности бакалаврских и магистерских программ, проведение семинаров по вопросам признания в высшем образовании; выработка новых европейских схем для единства подписей и кодировок; ежегодные собрания сообществ ENIC / NARIC); сбор данных (проведение встреч соответствующих рабочих групп, органов и структур, занимающихся вопросами статистического обеспечения болонских реформ – независимая оценка, данные о реализации Болонского процесса); многомерные инструменты прозрачности (мероприятия по усилению прозрачности Европейского пространства высшего образования; организация международных симпозиумов с повесткой дня: «Качество и прозрачность как сфера взаимодействия между общим, средним профессиональным и высшим образованием»; финансирование (обеспечение финансовой стабильности университетов; приоритет инвестирования в таланты; развитие высшего образования в крупных городах и регионах); обеспечение качества (собрание консультативной группы по всемирному многомерному ранжированию университетов; Генеральная ассамблея Европейского регистра обеспечения качества высшего образования – EQAR; пятая международная конференция IREG по классификации ученых званий; третий ежегодный симпозиум по рейтингам университетов и обеспечению качества высшего образования в Европе); независимая оценка хода Болонского процесса (организация конференции ЮНЕСКО по высшему образованию в европейском регионе; семинар «Размещение Болонского процесса в национальном контексте»; введение в практику обучающих семинаров национальных экспертов; участие в работе Международной ассоциации университетов – IAU).

Автор: Зав. кафедрой Системных исследований образования,

                                                          канд. филологич. наук, доцент. Бурукина О.А.