Под критерием качества (оценки качества) высшего образования понимаются признаки степени достижения (в том числе превышения) целей системы высшего образования (социальных норм по качеству высшего образования).

Выделяются три группы критериев качества:

  • Критерии качеств образованности выпускников вузов (в соответствии со структурой качества).
  • Критерии внутреннего качества системы высшего образования (в соответствии со структурой качества).
  • Критерии внешнего качества системы высшего образования как критерии качества (эффективности) влияния высшего образования на общество.

Критерии качества (оценки качества) тесно связан с критерием эффективности функционирования образовательной системы.

В соответствии с формирующейся в настоящее время теорией дуальной организации и управления образовательными системами, любые образовательные системы как сложные социальные объекты должны иметь два взаимодействующих канала управления: канал управления функционированием и канал управления развитием. Благодаря такой организации образовательные системы приобретают уровень адаптивных свойств и соответствующие ему уровни самоорганизации и саморазвития, адекватные сложности стоящих перед ними целей и состоянию внешней и внутренней среды.

На основе принципа дуальности управления выделяется совокупность из двух главных критериев эффективности образовательной системы: критерий эффективности функционирования и критерий эффективности развития, призванные задать согласованную целевую направленность (приоритеты) в функционировании и развитии образовательной системы.

При этом «эффективность» понимается как «обобщенная мера качества» образовательной системы, или качества совместной деятельности обучаемых (учащихся, студентов), обучающих (преподавателей) и управляющих (руководителей), обеспечивающих вместе управление функционированием и развитием любой образовательной системы.

Критерий эффективности функционирования образовательной системы характеризует «эффективность» с точки зрения обеспечения, с допустимой точностью соответствия, фактического качества образования тому требуемому качеству образования, которое закреплено как цель образовательной системы и социальная норма по качеству образования, а также превышения этой нормы. В общем случае этот критерий является вероятностным (стохастическим).