Одним из главных направлений ИКВО по сотрудничеству в области образования с государствами-участниками СНГ является деятельность международной исследовательской группы (МИГ) которая осуществляет работу над нормативно-законодательными документами стран СНГ, их терминологическим аппаратом, построением глоссариев, определениями терминов и др. 

Результаты данной работы отражен в следующих основных изданиях ИКВО:

  1. Образовательное законодательство государств-участников СНГ и стран Балтии. / Составители: Ю.А. КудрявцевЮ И.Ю. Егорова, О.Л. Ворожейкина, В.Ф. Пугач, Л.Н. Тарасюк; под редакцией В.М. Сырых.-М.: Готика, 2003,-528 с. Законодательство об образованияя. Т1,2.  
  1. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. / Под научной редакцией д-ра техн.  наук, профессора Н.А. Селезневой .-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2012.-244 с. 

Основная тематика исследования МИГ сосредоточена на проблемах систем и образовательных стандартов высшего образования и стран СНГ, причем исследования проводятся не только в контексте Болонского процесса, но и с учетом  европейских и мировых тенденций в целом.

Логическим продолжением сравнительных исследований образовательных стандартов высшего образования стран СНГ явилась подготовка модельного образовательного стандарта для системы высшего образования государств-участников СНГ.

Концептуальная модель и макет образовательного стандарта высшего образования стран СНГ

Результаты исследований,  направленных на разработку обобщенной модели образовательного стандарта высшего образования  стран СНГ были в свое время изданы в виде публикаций Байденко В.И., В.Ф. Пугач, Н.М. Розиной, Н.А. Селезневой, В.Т. Федина «О возможности построения единого макета образовательного стандарта стран СНГ как динамичной модели нормы качества высшего образования». 

Коллектив Международной исследовательской группы принимает активное участие в ряде мероприятий, проводимых в рамках СНГ – конференции, симпозиумы, форумы, семинары. Для повышения эффективности координации деятельности  с представителями стран СНГ были заключены Договора о сотрудничестве:  с Республиканским институтом высшей школы Белорусского государственного университета (республика Беларусь), с Научно-методическим центром высшего образования Министерства образования и науки Украины, с Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования Министерства образования и науки республики Казахстан, с Центром проблем высшего и непрерывного образования Кыргызской академии образования.  От Российской Федерации в сравнительных исследованиях систем и образовательных стандартов высшего образования  стран СНГ принимают активное участие представители базовых вузов УМО по различным областям высшего образования, представители научно-педагогической общественности. Деятельность МИГ осуществляется при активной поддержке  Управления Международного образования и сотрудничества Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ.

За период с 2000 по 2012 годы участниками МИГ было подготовлено и опубликовано свыше 20 монографий и сборников, 50 статей, выполнен ряд проектов (научных руководитель – д-р пед. наук, профессор Байденко В.И.) посвященных сравнительным исследованиям образовательных стандартов высшего образования стран СНГ, а также была издана серия национальных аналитических докладов стран СНГ.

№ П/п ВНУТРЕННИЙ № П/П  ПУБЛИКАЦИИ
1.

211

Байденко В.И., Пугач В.Ф., Розина Н.М., Селезнева Н.А., Федин В.Т. О возможности построения единого макета образовательного стандарта стран СНГ как динамичной модели нормы качества высшего образования. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.  – 40 с.

 2. 

279

Международная исследовательская группа по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования государств-участников СНГ. Информационное издание. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.  – 52 с.
 3.

296

Тенденции обновления систем и образовательных  стандартов высшего образования государств-участников СНГ в контексте Болонского процесса: итоговый аналитический доклад / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.  – 159 с. 

4.

355

 Тенденции в реформировании высшего образования, развитии стандартизации и образовательных стандартов высшей школы в странах СНГ. Монографический сборник научных статей. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 232 с. (Заказ № 828).

5.

446

 Селезнева Н.А. Состояние и перспективы совместной научно-практической деятельности по проблемам стандартизации в образовании государств-участников СНГ: Тр. Международной научно-практической конференции «Проблемы стандартизации в образовании и пути их решения» (Москва, 10–11 ноября 2009 г.). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2009. – 10 с. 

6.

457

 Концептуальная модель и макет образовательного стандарта высшего образования государств-участников СНГ / Авторский коллектив: В.И. Бай­денко (Российская Федерация) – научный руководитель творческого коллекти­ва, В. И. Батюшко (Республика Беларусь), Ш.М. Каланова (Республика Казах­стан), А.Л. Кряквин (Российская Федерация), А.В. Макаров (Республика Бела­русь), В.Л. Петренко (Украина), В.Ф. Пугач, Н.М. Розина (Российская Федерация), Ф.И. Рыскулуева (Кыргызская Республика), Н.А. Селезнева (Российская Федерация), В.Т. Федин (Республика Беларусь). Изд. 2-е стереотип. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 21 с. Заказ №938
7.   458  Проблемы стандартизации в системах образования стран содружества независимых государств: Тр. Международной научно-практической конференции «Проблемы стандартизации в образовании и пути их решения» (Москва, 10–11 ноября 2009 г.). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 294 с. (Сборник статей участников конференции) Заказ 939
 8.  459  Проблемы проектирования образовательных стандартов и программ в странах содружества независимых государств: Тр. Международной научно-практической конференции «Проблемы стандарти­зации в образовании и пути их решения» (Москва, 10–11 ноября 2009 г.). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 300 с. (Сборник статей участников конференции). Заказ 943
 9.  -  Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств / Под науч. ред. Н.А. Селезневой. – М.: Институт качества подготовки специалистов, 2012.  – 244 с.
В своей работе МИГ использует социологические исследования, направленные на выявление основных тенденций в развитии стандартизации высшего образования в странах СНГ, изменений связанных с Болонским процессом. 

В настоящее время МИГ включает ученых из разных областей знаний: педагогики, экономики, философии, техники, медицины, социологии, искусствоведения и т.д. – всего более 40 человек. Кроме научных работников в группу входят представители государственных органов законодательной и исполнительной власти, органов управления в сфере образования, общественных организаций, представители вузов. Коллектив является  международным, включающим группы исследователей из семи стран: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Украины. Такой состав участников определяет высокий потенциал группы для проведения междисциплинарных международных сравнительных исследований. 

В будущем предполагается расширение масштабов исследований проводимых МИГ,  в частности  за счет включения кроме высших, других уровней образования. Также МИГ планирует создание четырех исследовательских групп по сравнению систем и образовательных стандартов общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования стран СНГ.