Институт качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» уже более десяти лет проводит системные мониторинговые иccледования реального хода Болонского процесса в Европе, его сильных и слабых сторон, а также связанных с ним вызовов, рисков и противоречий.

Результаты исследований нашли отражения в основных тематических изданиях ИКВО. В указанных работах размещены, помимо аналитических предисловий и докладов научного руководителя проекта, переводы на русский язык практически всех основных официальных документов Болонского процесса:

  • коммюнике конференций министров, ответственных за высшее образование;
  • дискуссионных и итоговых материалов регулярно проводимых международных болонских семинаров, касающихся различных аспектов десяти линий действия Болонского процесса;
  • конвенциальных европейских рамочных норм в части EСTS, ее сущности, функций, оснований для исчисления кредитов и оценочной шкалы (ECTS Users’ Guide, Final Version 2009); Положения о приложении к диплому (Diploma Supplement), принятого Комитетом по Лиссабонской конвенции о признании в 2007 г.; Стандартов и принципов обеспечения качества высшего образования (Standards and Guidelines for Quality Assurance in European Higher Education Area – ESG, 2009); Европейского регистра по обеспечению качества (European Quality Assurance Register for Higher Education – EQAR) и др.;
  • публикаций четырех европейских форумов (2006–2009 гг.), посвященных проблемам обеспечения качества высшего образования, внедрению новой культуры качества, складывающимся в Европе и мире тенденциям в обеспечении качества после 2010 года;
  • исследовательских проектов Европейской ассоциации университетов (EUA) под общим брендом «Тенденции»: Trends I (1999 г.); Trends II (2001 г.); Trends III (2003 г.); Trends IV (2005 г.); Trends V (2007 г.); Trends 2010 (в их итоговых докладах дается глубокий анализ концептуально-методологического, нормативного и инструментально-прикладного развития болонских реформ).
Особый интерес несомненно могут вызвать переводные тексты, относящиеся к сложившимся системам аккредитации программ высшего образования в Великобритании (The Accreditation of Higher Education Programmes, Engineering Council), стандартам Соединенного Королевства в сфере инженерного дела (Chartered Engineer and Incorporated), описаниям предметных эталонов инженерии (Subject benchmark statement Engineering 2006), спецификациям программ на степень (например, Degree Programme Specification 2007–2008 MSci Degrees in Chemistry). Можно также найти аналитический материал с презентаций практики подготовки инженеров общего производства (Ecole d’Ingenieurs de Cherbourg) или Рамочные стандарты EUR-ACE для аккредитации программ инженерного образования (EUR-ACE Framework Standards for the Accreditation of Engineering Programmes Including Template for Publication of Results). Отражен эксклюзивный опыт Национального центра систем управления высшим образованием США (INCHEMS). Включены в одном из изданий «Характеристики выпускников и профессиональные компетенции», в которых несколько органов аккредитации инженерных квалификаций обосновали критерии оценки образовательных программ на основании результатов (Graduate Attributes and Professional Competencies. 13.06.05. Washington Accord, Sydney Accord, Dublin Accord, Engineers Mobility Forum, Engineering Technologists Mobility Forum). Там же опубликован перевод «Примера Аккредитационной системы США, ориентированной на результат» (Past Chair ABET Accreditation Council, Associate Provost for Academis Programs and Graduate Dean, Iowa State).

В материалах ИКВО по Болонскому процессу, собранных в процессе мониторингового исследования, одной из центральных тем является отражение подлинной диалектики становления в Европейском пространстве высшего образования двухуровневой (бакалавр–магистр – до 2003 г.) и трехуровневой (бакалавр–магистр–доктор – после 2003 г.) структуры высшего образования, положительных и проблемных сторон практики внедрения в университетах различных типов, миссий и профилей уровневого ландшафта европейской высшей школы. В материалах представлены примеры «горького опыта и ошибок» и непреходящей критической рефлексии реальных болонских преобразований, носящих по своей природе системный, комплексный и целостный характер, отнюдь не сводимый к структурной декомпозиции одноуровневых длительных программ подготовки специалистов на основе так называемого «примата экономики». В изданиях можно найти различные подходы к разработке бакалаврских и магистерских программ (учебных планов), их многообразные модели, проектируемые и реализуемые в компетентностном (competence-based approach), результат-ориентированном (outcomes-led education; outcomes-based approach) подходах в формате концепции студентоцентрированного обучения (student-centered learning).

В представленных изданиях ИКВО подробно освещены фундаментальные методологические проблемы Болонского процесса, конкретные методические вопросы, приведены «образцы лучшей практики» в области создания компетентностных моделей абитуриентов и выпускников, привлечения для этих целей в роли социальных партнеров вузов представителей бизнеса, формирования социального диалога высшего образования и работодателей, тройной спирали связей «университет–правительство–бизнес». «Это позволит вузам более чутко реагировать на потребности работодателей, а работодателям – лучше понимать образовательный ракурс», – говорится в Левенском коммюнике министров стран-участниц Болонского процесса, ответственных за высшее образование (2009 г.). 

Несомненный интерес могут вызвать правила написания (формулирования) результатов обучения на языке компетенций, примеры включения в программы подготовки бакалавров и магистров общих (ключевых, надпредметных, надпрофессиональных, общекультурных) компетенций. В переводимых текстах авторитетные междуна¬родные  дидакты выделяют прежде всего проблемы: 1) развития современной дидактики высшей школы с позиций студентоцентрированного обучения; 2) достижимости конструктивного соответствия педагогических сценариев, компетенций (как результатов обучения) и аттестационных требований (оценочных технологий и оценочных процедур / инструментов); 3) обеспечения переориентации парадигмальной перспективы от преподавания к учению (обучению студентов актуальным навыкам академической работы), когда само преподавание проектируется, исходя из учения как основного вида деятельности студентов (здесь речь идет о смещении «дидактического вектора», которое требует повышения самомотивации и готовности профессорско-преподавательского корпуса российской высшей школы к освоению современных образовательных технологий в широком смысле слова).

Одно из изданий специализировано на исследовании важнейшей проблемы проектирования национальной структуры квалификаций высшего образования, сертифицированной относительно Европейской структуры квалификаций высшего образования (QF–EHEA) и Европейской структуры квалификаций для образования в течение всей жизни (EQF–LLL) в принятом в Европе порядке.

Предполагается, что вхождение России в международное образовательное пространство будет способствовать росту потенциала сравнимости, сопоставимости и совместимости отечественной системы высшего образования, академическому и профессиональному признанию в соответствии с Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (1997 г.), расширению академической мобильности, вовлечению отечественной высшей школы в мировые образовательные процессы, переходу на международные стандарты качества в тех предметных областях, в которых мы идентифицируем свое отставание от них, интенсивному освоению междисциплинарного подхода, установлению органичной связи между образованием и наукой. Поэтому опыт Европы в системной реализации Болонского процесса в его позитивных и негативных проявлениях можно рассматривать как своего рода ресурс для проведения болонских реформ в России: не с точки зрения всегда контрпродуктивного заимствования, но в аспектах их осуществления в широком международном контексте.

Автор: профессор ИКВО НИТУ «МИСиС»
д-р техн. наук - Н.А. Селезнева
№ п/п Публикации
1.

Байденко В.И. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). – 2-е изд., стер. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003.  – 128 с.

 2.

Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – 4-е изд., стер. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003.  – 128 с.

 3.

Байденко В.И. Болонский процесс: Популярные лекции. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.  – 175 с.

 4.

Байденко В.И. Болонский процесс: середина пути. –  М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. – 379 с.

5. 

Байденко В.И. Болонский процесс: Бергенский этап. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. – 174 с.

 6.

Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.  – 111 с.

 7.  Байденко В.И. Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) / Под науч. ред. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.  – 423 с.
 8.  Байденко В.И. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) /Под науч. ред. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.  – 211 с.
9.   Байденко В.И. Болонский процесс: на пути к Лондону.  /Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 264 с.
10.   Байденко В.И. Болонский процесс: 2007–2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 302 с.
 11.  Байденко В.И. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.
 12.  Байденко В.И. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (книга-приложение 2) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 220 с.
 13.  Байденко В.И. Болонский процесс: концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (книга-приложение 3) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 304 с.
14.   Болонский процесс: ГЛОССАРИЙ (на основе опыта мониторингового исследования) / Авт. сост.: В.И. Байденко, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова, Н.А. Селезнева, Л.Н. Тарасюк / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко и д-ра тех. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 148 с.
 15.  Байденко В.И. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 352 с.
16.   Бурукина О.А. «Общее мониторинговое исследование основных  тенденций развития Болонского процесса (вторая половина 2010 г. – 2011 г.): Информационно-аналитический доклад. – М.: Институт качества высшего образования НИТУ «МИСиС», 2011. – 82 с.