На основе системного подхода определение системы высшего образования (СВО)  включает три комплексных составляющих:

СВО – это совокупность внутрисистемных компонентов и отношений между ними:

  •  ступени и уровни высшего профессионального образования;
  •  высшие учебные заведения всех типов;
  • студенты;
  • образовательные цели, стандарты и программы высшего профессионального образования;
  • содержание высшего образования;
  • профессорско-преподавательский состав;
  • образовательные технологии;
  • органы управления высшим образованием всех уровней (федеральные, региональные и институциональные);
  • инфраструктура высшего образования, обеспечивающая условия для функционирования системы высшего образования (финансовая, учебно-методическая, информационная, кадровая и др.);
  • инфраструктуры, обеспечивающие условия для развития системы высшего образования (научно-исследовательская, методическая, издательская, кадровая и др.).

СВО – это совокупность взаимосвязей (потоков взаимодействия) системы высшего образования и общества:

  • с высшими органами власти и управления всех уровней в стране;
  • с населением (через обучаемых, с семьями и др.);
  • со сферами использования выпускников учебных заведений (в т.ч. с рынком труда);
  • с экономикой;
  • с наукой;
  • с культурой;
  • с другими уровнями российской системы непрерывного (довузовского и послевузовского) образования.

СВО – это совокупность международных связей (потоков взаимодействия) российской системы высшего образования.

По количеству выделяемых актуальных компонентов СВО – большая система.

По связям-отношениям, потокам взаимодействия внутри и вне СВО относится к сложным системам.

Управление СВО (стратегическое, тактическое, оперативное) призвано упорядочить взаимодействие ее компонентов, детерминировать, сохранить целостность СВО и ее взаимообмен с обществом информационными, материальными, интеллектуальными, человеческими ресурсами.

Качество СВО как социальное качество – адекватность соответствия потребностям общества и личности по отношению к сфере высшего образования – может рассматриваться:

  • по отношению к выделенным компонентам СВО;
  • по отношению к потокам взаимодействия между компонентами СВО (внутрисистемные отношения);
  • по отношению к потокам взаимодействия СВО с обществом (отношения СВО с внешней средой);
  •  по отношению к потокам международного взаимодействия СВО.

Объектами оценки качества в СВО могут выступать:

  • все актуальные компоненты СВО;
  • все актуальные внутрисистемные отношения в СВО;
  • все актуальные отношения СВО с надсистемами (российское общество, мировое образовательное сообщество).