Лучше, чем у Илона Маска: московские школьники представили инженерные разработки будущего

16-17 апреля в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» проходит научно-практическая конференция «Инженеры будущего».

Конференция проводится в рамках проекта Департамента образования Москвы «Инженерный класс в московской школе». В ней принимают участие более двух тысяч старшеклассников и учителей инженерных классов, представители ведущих вузов, производств, руководители практик. Участники представляют исследовательские и проектные работы по семи направлениям — прикладная математика, робототехника, строительство, машиностроение, биомедицинские технологии и так далее.

  • Совместный проект Департамента образования Москвы и уже 20 инженерных вузов «Инженерный класс в московской школе» был запущен с 2015 года, — рассказал начальник Управления реализации государственной политики в сфере образования Департамента образования Москвы Виктор Неумывакин. — В инженерных классах полностью изменилось содержание образования. Ребята не только углубленно изучают физику, химию, информатику, но и делают первые шаги в профессии — получают знания в области материаловедения, программирования и других необходимых им направлений. А также занимаются проектной деятельностью. Для того, чтобы школьники могли обменяться мнениями, увидеть лучшие проекты, каждый год проводится предпрофессиональная конференция «Инженеры будущего».
  • Еще недавно каждый университет реализовывал собственные программы по профессиональной ориентации, использовал собственные модели привлечения талантливых студентов. Но затем Департамент образования призвал собраться в команду. Ведущие университеты подключились к проекту «Инженерные классы», открыли свои лаборатории для его реализации, призвали лучших педагогов, стали издавать специализированное учебное обеспечение, чтобы молодые люди могли еще в школе попробовать себя в профессии, реализовать свои проекты. Пройдет немного времени, и, я уверен, школьники реализуют свои главные жизненные проекты, прославят школу, университет, свой город и страну, — сказал проректор по учебной работе МИСиС Вадим Петров.

По словам Виктора Неумывакина, с 2015 года растет не только количество проектных и исследовательских работ школьников (в этот раз их представлено уже 600), но и их уровень. Ученик 10"А" класса школы № 1601 Глеб Соколов представил концептуальную высокоскоростную транспортную систему — чтобы развить экономические связи между регионами страны. А для этого необходимо увеличить скорость доставки грузов, например, с помощью разработанного Глебом поезда, левитирующего в магнитном потоке.

  • В отличие от аналогичного предложения изобретателя Илона Маска — сверхзвуковой капсулы, которая управляется оператором, мое транспортное средство — челнок, управляющийся извне, — объясняет школьник.

Реализовать интересную идею Глебу помогла преподаватель математики Татьяна Глазунова, которая учит его с пятого класса.

  • Необходимо не просто преподавать математику, а шире исполнять свои обязанности, — отвечает она на вопрос, как воспитать талантливого ученика. — Глеб очень много читает, он увлекающийся человек. Моя задача — найти таких увлеченных детей и помочь им продвинуться дальше. Ценно то, что идея о необходимости развития экономических связей была его. А моя задача состояла в том, чтобы расширить ее, найти консультантов как среди одноклассников, так и среди моих коллег, и довести все до логического завершения. Учителю очень приятно работать с учеником, в котором изначально присутствует жажда познания и творческого изыскания. Основу, конечно, заложили в начальной школе. Для меня главное — не потерять то, что уже было достигнуто до меня, и развить талант.

Чтобы облегчить жизнь любимому дедушке на даче, Иван Шаповалов из школы № 1524, увлекающийся электроникой, придумал «умную» подсветку лестницы, которая включается на каждой ступеньке по мере передвижения. А ученик школы № 1392 им. Д. В. Рябинкина Анатолий Фирер сконструировал полуавтоматическое устройство для сортировки твердых бытовых отходов в многоэтажных жилых домах. Прежде чем выкинуть мусор, нужно всего лишь нажать кнопку рядом с мусоропроводом — и необходимый контейнер будет готов к работе. Датчик известит о наполнении устройства, после чего оно вызовет мусорный автомобиль.

Облегчит работу спасателям в чрезвычайных ситуациях робот для патрулирования сейсмически опасных районов и аварийных зданий, созданный одиннадцатиклассником школы № 1411 Даниилом Каламиным. Помимо видеокамеры для обнаружения пострадавших он имеет датчики, собирающие информацию о наличии вредных примесей в окружающей среде. Как объясняет школьник, пока подобные роботы очень дорогое удовольствие для промышленного производства.

Семен Юшкевич из 11"Б" школы № 1905 придумал парящие ветрогенераторы. В отличие от стационарных ветряков их корпус наполнен гелием, благодаря подвижности они проще в обслуживании. А 11-классница Анна Фомина из школы № 1298 «Профиль Куркино» интересуется космосом и борется за экологию — она придумала автоматизированную космическую станцию по сбору орбитального мусора. Робот захватывает мусор с помощью манипулятора, гарпуна и сетки.

Многие устроители выставок наверняка мечтают об универсальном выставочном зале, придуманном десятиклассниками школы № 548 «Царицыно». В зависимости от расположения выставочных экспонатов нем трансформируется все — перегородки, полы, перекрытия.

Все эти талантливые школьники собираются поступать в столичные инженерные вузы. Можно не сомневаться, что с такой молодежью будущее российской науки будет блестящим, считает научный сотрудник центра композиционных материалов МИСиС, кандидат физико-математических наук Федор Сенатов.

  • Наука — это красиво. Вы можете прикоснуться к эстетике мира, видеть красоту в бытовых вещах, которые на первый взгляд не интересны. Вы можете видеть, как светятся клетки под микроскопом, как щетинятся, будто морские ежи, частицы металла. Без научной фантазии никак. Вы можете заставить лягушек левитировать, вы можете манипулировать предметами, не прикасаясь к ним.

Федор Сенатов отметил, что наука неразрывно связана с бизнесом.

  • Обучаясь в МИСиС, мы исследователи свойства такого материала, как полиэтилен. В аспирантуре участвовали в научных проектах, которые уже применяются в промышленности. А затем смогли при участии МИСиС организовать свое малое предприятие, обросли контактами, сотрудничаем с крупным бизнесом. Занимаемся внедрением протезов суставов, костных конструкций из полиэтилена. А также искусственных мышц из этого материала, которые могут поднять груз в тысячу раз больше собственного веса. Этот путь из науки в бизнес вы можете также пройти, — сказал Федор Сенатов.

Помимо выставки проектных и исследовательских работ в рамках конференции проходят секции и мастер-классы, где участники также могут показать себя. Столичные вузы, заинтересованные в эрудированных абитуриентах, мотивированных на получение инженерной специальности, дают победителям и призерам конференции дополнительные баллы к ЕГЭ, облегчая им поступление.

Поделиться