Пустились в карьер

Почему инженеры горного дела начинают работать, будучи студентами.

Внедрение современных технологий в отечественной промышленности идет семимильными шагами. Сегодня многие технологические процессы автоматизированы. Однако это не означает, что в ближайшее время участие человека будет сведено к минимуму.

Практика показывает, что потребность в высококвалифицированных инженерах только растет. О том, существует ли дефицит инженеров в горной отрасли, а также насколько изменилась система их подготовки, «РГ» рассказал директор Горного института НИТУ «МИСиС» Александр Мясков.

С чем сегодня связан дефицит хороших специалистов?

Александр Мясков: Подготовка кадров для отрасли в большинстве вузов ведется на достаточно высоком уровне, с использованием новейших программных продуктов и образовательных технологий, однако для реального производства нужны люди с опытом. И вчерашнему выпускнику нужно пройти все ступеньки производственного цикла: от рабочего до инженера, чтобы уметь справляться с обязанностями, которые будут на него возложены. Поэтому, когда компании говорят о нехватке квалифицированных специалистов, они имеют в виду прежде всего именно этот момент. С другой стороны, вчерашнему студенту действительно не хватает специфических знаний для работы на конкретном предприятии и на конкретной должности, ему необходимо обрасти «мясом» практической работы, чтобы считаться хорошим специалистом.

Достаточно ли специалистов выпускают сегодня горные вузы?

Александр Мясков: По горным специальностям ежегодно в России выпускается около пяти тысяч человек. Этого достаточно, чтобы закрыть потребности отрасли в специалистах. В то же время, за последние 15-20 лет из-за повышения эффективности производства, производительности труда, внедрения новых технологий количество работников существенно уменьшилось. Например, в угольной промышленности — почти в шесть раз. И вузы, соответственно, стали готовить меньше специалистов. Поэтому, сравнивая сегодняшнюю статистику с цифрами двадцатилетней давности, неправильно говорить о дефиците специалистов. Отрасль трансформируется, и доля участия человека на многих этапах работы снижается.

Понимают ли на предприятиях, что необходимо еще на стадии обучения брать молодых людей на производственную практику?

Александр Мясков: Предприятия с радостью идут на то, чтобы студенты проходили у них практику. Есть компании, которые во время практики оформляют студентов как работников и выплачивают им зарплату. Со многими крупными компаниями у нас подписаны долгосрочные соглашения, касающиеся производственной практики для студентов. Например, сейчас у нас все старшие курсы не имеют проблем с выездом на практику. Некоторые студенты из года в год ездят на одно и то же предприятие. Вообще у нынешних студентов есть понимание, что полученные знания нужны для того, чтобы стать хорошим специалистом с хорошей должностью и зарплатой, от качества полученных знаний и навыков зависит их карьера в будущем.

Действует ли сейчас на предприятиях система наставничества? Ведь студентов на практике кто-то должен обучать.

Александр Мясков: Как правило, в крупных компаниях есть целые подразделения и специальные программы наставничества. И все было бы хорошо, но есть один нюанс. Молодой человек приходит на практику не в головной офис компании, где придумали эту программу и знают, как правильно ее реализовать, а на конкретное предприятие. И, к сожалению, не во всех коллективах понимают важность программы наставничества, не всегда положительно относятся к практикантам, к задаче их обучения и передачи знаний. Хотя по логике работодателю гораздо выгоднее потратить время и деньги на практиканта, чем взять на работу и полноценную зарплату выпускника, у которого нет необходимых навыков, и доучивать его еще пару лет.

У нынешних студентов есть понимание, что от качества полученных знаний и навыков зависит их карьера

Однако здесь тоже есть нюанс. Вкладывая деньги в обучение практиканта, компания не имеет никаких гарантий того, что он вернется сюда после защиты диплома. Поэтому, обучая столичного практиканта, скажем, где-то за Уралом, сами наставники не очень верят в те усилия, которые предпринимают.

Вы сказали, что за последние 15-20 лет предприятия стали более технологичными. А какие изменения произошли с образовательными программами за это время?

Александр Мясков: Знания и навыки, которые студенты получают в вузах, также изменяются с учетом современных реалий. Сейчас все потихоньку уходит в цифру: геология, геодезия, геомеханика процессов — все это обеспечено серьезными информационными системами. Поэтому у нас в вузе существует обязательное требование: часть дипломной работы должна быть выполнена с применением самых последних компьютерных программ, которые используются на профильных предприятиях. Мы готовим инженеров, которые займут руководящие должности и в чьи обязанности как раз и будет входить проектирование, разработка передовых решений и т.д. Кроме того, сейчас появилась возможность создавать собственные образовательные программы. В их разработке участвуют не только профессора, но и сотрудники компаний, практикующие специалисты.

Кроме того, мы постоянно проводим рабочие сессии, обсуждения наших образовательных программ и стандартов с профильными предприятиями. А также развиваем систему дополнительного профобразования именно для компаний. В частности, у нас есть короткие курсы, которые реализуются под конкретную задачу, которая интересна компании именно сейчас. И это тоже показатель связи и работы со многими бизнес-партнерами.

Поделиться