Российский препарат вдвое продлил жизнь больных раком мышей

Ученые Национального исследовательского технологического университета НИТУ «МИСиС» совместно с коллегами из Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова провели успешные испытания нового противоопухолевого препарата. Тесты показали увеличение продолжительности жизни больных мышей на 69,5 процента. Результаты исследований опубликованы в журнале Nanomedicine.

Самой большой проблемой онкологов всегда было не столько найти средство от рака, сколько заставить его воздействовать только на злокачественные клетки, а не на весь живой организм. Существует и химиотерапия, и лазерные лучи, способные сражаться с опухолью. Но они убивают и здоровые клетки, причиняя вред и боль человеку.

Замысел российских ученых основан на свойствах наночастиц магнетита. Внутри этих наночастиц поместили лекарство-цитостатик (то самое токсическое вещество, которое способно разрушать клетки опухоли). И вводят их в организм. Молекулы-«проводники» сопровождает наночастицы с цитостатиком к пораженному органу. Причем молекула присоединяется только к определенному типу клеток.

Наночастицы накапливаются преимущественно в раковых клетках. А поскольку внутри опухолевой клетки кислотность выше, чем в межклеточном пространстве, здесь происходит высвобождение лекарства из наноконтейнера.

Таким образом, лекарство выделяется практически исключительно внутри раковых клеток, что сильно снижает общую концентрацию препарата в организме.

Кстати

Ранее в НИТУ «МИСиС» ученые разработали экспресс-тест для определения рака простаты. Он может применяться для обнаружения любых видов рака предстательной железы, особенно ранних его форм, подлежащих радикальному лечению.

К сожалению, массовый лабораторный скрининг на ПСА из-за высокой стоимости не вошел в программу диспансеризации населения. Экспресс-тест за 10 минут позволяет выявить наличие заболевания.

Для тестирования достаточно погрузить тест-полоску одним концом в исследуемый раствор сыворотки крови. Если в растворе присутствует ПСА, то происходит его связывание с антителами, меченными специальными наночастицами золота. Они проявляются в виде одной, двух или трех поперечных тестовых линий.