В НИТУ МИСиС прошел мастер-класс по журналистике

В НИТУ МИСиС прошел мастер-класс по журналистике

5 декабря для слушателей магистерской программы «Communications and International Public Relations» НИТУ «МИСиС» прошел мастер-класс «Статья для медиа. О трудном жанре легко!» Об особенностях работы СМИ, будущем журналистики и развитии коммуникативных технологий магистрантам рассказала заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования МПГУ, президент Ассоциации специалистов медиаобразования (АСМО) Ирина Владимировна Жилавская.

В НИТУ МИСиС прошел мастер-класс по журналистике

5 декабря для слушателей магистерской программы «Communications and International Public Relations» НИТУ «МИСиС» прошел мастер-класс «Статья для медиа. О трудном жанре легко!» Об особенностях работы СМИ, будущем журналистики и развитии коммуникативных технологий магистрантам рассказала заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования МПГУ, президент Ассоциации специалистов медиаобразования (АСМО) Ирина Владимировна Жилавская.

После небольшого тренинга на развитие ассоциативного мышления, который настроил аудиторию на творческий подход и открытое восприятие информации, Ирина Владимировна обсудила с магистрантами модели СМИ будущего.

«Что сегодня происходит с системой масс-медиа? Журналистика как профессия умирает, — констатировала Ирина Владимировна. — Этот прогноз был сделан в Сколково на форсайт-сессии, где обсуждались специальности будущего и умирающие профессии. Новости уже сейчас в Bloomberg пишут специальные программы. Журналистика как институт донесения информации, с анализом, прогнозами, отходит на второй план. Технологии позволяют создавать тексты, не включая креативное мышление. Интернет уничтожает авторство, человек скрыт за аватаркой».

Вместе с магистрантами Ирина Владимировна рассуждала о медиа будущего, которые заменят классические газеты и интернет-порталы. «Журналистика умирает не только потому, что появились новые технологии, но и ценность информации утрачивается. Сейчас это — пропаганда и самопрезентация. Кроме того, умирает и экономическая модель СМИ как единой организации, нацеленной на получение прибыли. Целостного, замкнутого СМИ больше нет. Сегодня все СМИ переходят в интернет. И если раньше СМИ собирали аудиторию вокруг себя, то сейчас медиа идут туда, где аудитория, например, в социальные сети. Редакторы думают о том, как расчленить СМИ и рассыпать его на большее число площадок».

Обсуждая особенности коммуникации в виртуальном пространстве, группа пришла к выводу, что энтропия характерна не только для СМИ, но и вообще для всего. И черно-белая модель мира с жесткими делениями на роли сегодня больше не работает. «Сегодня мир организован не по вертикали и не по горизонтали, он сетевой. Сетевая организация ниспровергает тех, кто был наверху. Мы все производим контент — сами себе медиа. Раньше журналист был носителем истины, а внизу — масса, т.е. существовала вещательная модель информационных отношений. Теперь она разрушена. Мы взаимодействуем, и сетевое сообщество делает нас равноправными. Но если мы выпали из сети, сеть этого не заметит».

На вопросы магистрантов о том, кто же будет отбирать и анализировать огромный поток информации, Ирина Владимировна озвучила предположение, что все же говорить о тотальной смерти журналистики нельзя. Скорее всего, она переродится. Останутся два типа генераторов контента: инфороботы, создающие новости, и суперпрофи, которые будут анализировать разрозненный массив информации и иметь огромный авторитет.

В связи с вопросом обработки информации нельзя было обойти стороной проблему цензуры и журналистской этики: «Сегодня я часто слышу от блюстителей нравственности требование ввести цензуру, — отметила Ирина Жилавская. — Но, прежде всего, мы должны говорить об экологичном отношении к тексту. Это внутренний цензор, кодекс чести журналиста: не фотографируй умирающего, не подсовывай микрофон человеку на больничной койке или родственникам погибших».

В качестве практической части мастер-класса Ирина Владимировна рассказала магистрантам, как написать статью, которая привлекала бы читателей.

«Нужно любыми способами завладеть вниманием человека. Начните с триггера, „дразнилки“. 3-4 ярких предложения, которые поймают и собьют читателя с толку. Надо вылавливать из информационного потока то, что не вписывается в общий хор, — парадоксальное, необычное, странное. Затем, чтобы сохранить интерес, коротко и остро сформулируйте проблему». Также слушатели узнали о том, как важны различные аргументы, проверенные цифры, авторитетные эксперты и емкие выводы.

Получив урок журналистского мастерства и поблагодарив Ирину Владимировну за занятие, магистранты выразили надежду, что их ждет еще не один мастер-класс по журналистике от Ирины Жилавской.

Поделиться