Российские школьники узнали о будущем искусственного интеллекта на открытом уроке

5 апреля состоялся Всероссийский открытый урок «Искусственный интеллект: помощник или конкурент?». Он стал пятым в цикле мероприятий, проводимых Министерством образования и науки РФ совместно с порталом «ПроеКТОриЯ».

В режиме телемоста к Центру прототипирования высокой сложности «Кинетика» НИТУ «МИСиС» подключились старшеклассники из Санкт-Петербурга и Самары, а также ребята-победители конкурса фото с хэштегом #смотрюпроекторию из Майкопа и Саратова. Всего онлайн-трансляцию урока посмотрели более 20 тыс. школ страны.

Спикерам и участникам урока предстояло найти ответ на важный в наши дни вопрос: станет ли искусственный интеллект помощником человека, или нам придется конкурировать за рабочие места.

Модератором мероприятия стал знаменитый промышленный дизайнер, руководитель «Кинетики» Владимир Пирожков. А помогал ему харизматичный робот Борис, предоставленный «Робостанцией».

Первым кейсом, с которым познакомились старшеклассники, стал инновационный алгоритм «Прометей». Он находит создателей уникального контента и следит за их достижениями. Талантливые и активные пользователи и сообщества получают специальную метку в виде огонька и повышенные охваты. Получается, что искусственный интеллект помогает пользователям «ВКонтакте» увидеть самые интересные записи, а авторам — обрести новую аудиторию. Сегодня в социальной сети ежемесячная активная аудитория составляет 97 млн пользователей и ежесуточно передается 6.5 млрд сообщений. Команда «ВКонтакте» работает с огромными объемами данных — более 20 миллиардов измерений в сутки. И, конечно, для работы с ними необходимы опытные специалисты.

«Эту задачу можно поделить на две части. Данные нужно собрать и сохранить в удобном для работы формате. Этим занимаются специалисты по Big Data и команда разработки баз данных. Вторая задача, как работать с этими данными, это Data Science и технологии искусственного интеллекта», — пояснил Андрей Законов, директор по росту и исследованиям «ВКонтакте». Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный в свою очередь добавил: «Чтобы понимать, как работают компьютеры, уметь с ними общаться, нужна математика. Второй предмет — это психология или коммуникация, чтобы понимать, как работают люди и уметь общаться с людьми. И третье — нужно учиться умению учиться, потому что мир будет меняться и уметь все заранее невозможно».

Кстати, в подборе таких специалистов может помочь робот «Вера». Она умеет находить в интернете резюме, проверять, подходит ли оно под требования работодателя, отправлять кандидату на e-mail описание вакансии, звонить ему, задавать вопросы, понимать ответы и, в свою очередь, тоже отвечать на вопросы кандидата, а потом отбирать наилучших и показывать их работодателю в личном кабинете. Создатель «Веры», сооснователь компании Stafory Владимир Свешников отметил, что в скором времени роботы смогут не только отбирать кандидатов, но и нанимать их на работу. И к тому же, будут делать это объективнее. «Возможно, что машина будет участвовать и в менеджменте, а не только подборе персонала, будет подсказывать, какого сотрудника штрафовать, какого премировать или повысить. И даже сможет предсказать, когда сотрудник решит увольняться», — заметил Владимир.

На самом деле, искусственный интеллект настолько прочно вошел в нашу жизнь, что мы уже перестали его замечать. Директор по стратегическому маркетингу компании «Яндекс» Андрей Себрант объяснил школьникам, что мы все время взаимодействуем с ИИ: он отправляет нежелательные письма в папку «Спам», защищает интернет-платежи от жуликов и даже отвечает на наши запросы в поисковых системах. Отличным примером такого искусственного интеллекта является виртуальный голосовой помощник «Алиса». Сейчас она практически универсальна, но в будущем компания «Яндекс» планирует создать специализированных клонов «Алисы» для разных задач. В ответ ребята поинтересовались, чему же нужно учиться, чтобы быть востребованным специалистом. «Когда создавали Интернет не было вузов, где готовят создателей интернета. Среди тех, кто делает „Алису“, нет людей, которых учили делать „Алису“. Когда они учились в вузе не было специальности „Проектирование голосовых интерфейсов“. Поэтому учитесь учиться», — подчеркнул Андрей Себрант.

Ещё до открытого урока старшеклассники делились мнением в социальных сетях о том, какие знания и навыки будут наиболее востребованы в эпоху искусственного интеллекта. Представители нового поколения самыми важными для себя считают программирование ИТ-решений, управление роботизированными решениями и эмоциональный интеллект. Эксперты согласились с ребятами и добавили, что также нужно уметь создавать что-то новое и обратить внимание на коммуникативные навыки.

Ближе познакомиться с темой искусственного интеллекта до мероприятия школьникам помогли несколько активностей, подготовленные организаторами — в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» был запущен образовательный тест «Робот или человек? Узнай о самых необычных профессиях в области ИИ» и открыто обсуждение для вопросов спикерам урока. Кроме того, специально для портала «ПроеКТОриЯ» профессиональными психологами был составлен профнавигационный тест — за 15 минут школьник может узнать, в какой из отраслей ему стоит развиваться и на какие специальности нужно обратить внимание. Тест будет доступен вплоть до завершения цикла открытых уроков.

Следующий Всероссийский открытый урок «Космос далёкий и близкий» состоится 12 апреля и будет посвящен космическим технологиям.

Поделиться