Разработка и внедрение портативных средств неразрушающего контроля остаточных напряжений

«В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 05.06.2014 г. № 14.578.21.0020 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» по теме: «Разработка и внедрение портативных средств неразрушающего контроля остаточных напряжений в ответственных изделиях железнодорожного транспорта на основе создания нового методического подхода и научно-методологических разработок прямого неразрушающего рентгеновского метода определения механических напряжений в элементах верхнего строения пути и подвижного состава» на этапе № 1 в период с 05.06.2014 по 31.12.2014 выполнялись следующие работы:

  • Аналитический обзор современной научно-технической, нормативной, методической литературы по применяемым неразрушающим методам определения остаточных напряжений в металлах, включая рентгеновский метод.
  • Патентные исследования по ГОСТ 15.011-96.
  • Обоснование выбора направления исследований по разработке средств и метода определения напряженного состояния металлов эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта.
  • Разработка неразрушающего рентгеновского метода определения напряженного состояния металлов эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта, в том числе:
    • моделирование сжимающих и растягивающих напряжений в образцах сталей, используемых для изготовления ответственных деталей железнодорожного транспорта;
    • определение рентгеновских констант для сталей, используемых для изготовления ответственных деталей железнодорожного транспорта.
    • исследование влияния шероховатости поверхности сталей, используемых для изготовления ответственных деталей железнодорожного транспорта, на точность определения остаточных напряжений;
    • исследование влияние микроструктуры сталей, используемых для изготовления ответственных деталей железнодорожного транспорта, на результативность рентгеновского метода определения остаточных напряжений.
  • Разработка технических требований к излучателю и приемнику рентгеновского излучения для применения неразрушающего рентгеновского метода определения напряженного состояния металлов эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта.
  • Разработка требований к условиям применения неразрушающего рентгеновского метода определения напряженного состояния металлов эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта.
  • Разработка требований к подготовке поверхностей для применения неразрушающего рентгеновского метода определения напряженного состояния металлов эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта.
  • Разработка технических требований к технологическому оборудованию, предназначенному для подготовки поверхностей для применения неразрушающего рентгеновского метода определения напряженного состояния металлов эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта.
  • Разработка комплексного метода и методики определения напряженного состояния металлов для верификации разработанного неразрушающего рентгеновского метода определения напряженного состояния металлов эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта.
  • Приобретение комплектующих для изготовления макета портативного рентгеновского дифрактометра.
  • Приобретение технологического и вспомогательного оборудования для изготовления макета рентгеновского дифрактометра: системы вакуумной пайки и зондовой установки для тестирования пластин, подложки и готовых микросхем.

При этом были получены следующие результаты:

  • Показано, что рентгеновский метод является прямым и наиболее точным методом неразрушающего контроля механических напряжений в железнодорожных деталях и позволяет получить достоверную картину распределения напряжений по поверхности детали, в частности, в зонах их опасной концентрации.
  • Проведенные патентные исследования и обзор имеющихся разработок современных отечественных дифрактометров показал, что накопленный опыт позволяет технически разработать и создать опытный образец современного отечественного дифрактометра для нужд железнодорожного транспорта.
  • Разработана методика и определены основные необходимые условия проведения исследований остаточных напряжений в железнодорожных деталях рентгеновским методом для различных типов дифрактометров.
  • Проведено лабораторное моделирование остаточных напряжений в образцах металлических деталей железнодорожного транспорта, определены рентгеновские константы расчетных формул поверхностных механических напряжений.
  • Разработаны технические требования для создания и применения макета портативного рентгеновского дифрактометра: к излучателю и приемнику рентгеновского излучения; к подготовке поверхности и технологическому оборудованию для ее осуществления, к технологии проведения работ при измерении остаточных напряжений рентгеновским методом; к условиям применения неразрушающего рентгеновского метода определения поверхностных напряжений железнодорожных деталей;
  • Изготовлены образцы сталей из основных деталей железнодорожного транспорта для исследований применимости рентгеновского метода к деталям железнодорожного транспорта, выполнены предварительные исследования и испытания. Разработана и опробована методика верификации рентгеновского метода определения остаточных напряжений. Приобретено необходимое технологическое и вспомогательное оборудование для изготовления макета портативного рентгеновского дифрактометра.
  • При создании портативного рентгеновского дифрактометра новизну представляют следующие решения:
    • инновационные способы формирования первичного пучка рентгеновских лучей посредством многократных полных внешних отражений от миллионов полых поликапилляров, технологически сформированных в конденсор для создания малогабаритных коллимационных устройств, способные формировать интерференционную картину дифракции от объектов с разной величиной областей когерентного рассеяния (металлографически определяемых как зёрна), что позволяет исследование разнозернистых кристаллических материалов на реальных объектах без их разрушения.
    • выход на неразрушающий контроль реальных деталей, механизмов и конструкций, возможность проводить этот контроль в местах расположения этих объектов исследования без изготовления контрольных образцов, возможность безэталонным методом определять упругие деформации в кристаллических материалах и рассчитывать по ним остаточные напряжения.
    • портативность разрабатываемого аппарата открывает возможность применения новых дифрактометрических схем съёмок, уже применяемых на дорогих стационарных дифрактометрах, таких как съёмка на скользящем первичном рентгеновском пучке и съёмка на скользящем дифрагированном рентгеновском пучке (асимметричные схемы съёмки). Это особенно актуально для измерений упругих деформаций и в значительной мере влияет на прогнозирование, основанное на скорости протекания процессов накопления дефектов и их релаксации и, следовательно, на точность в определении остаточного ресурса изделий.

Задачи, поставленные при выполнении этапа № 1 Соглашения о предоставлении субсидии от 05 июня 2014 г. № 14.578.21.0020 выполнены в полном объеме и в полном соответствии с Техническим Заданием и Планом-Графиком, что позволит на последующих этапах работы разработать эскизную конструкторскую документацию, программное обеспечение и макет портативного рентгеновского дифрактометра, а также провести его лабораторные и эксплуатационные испытания и верификацию.

Комиссия Минобрнауки России признала обязательства по Соглашению на отчетном этапе исполненными надлежащим образом.

Поделиться