Разработка и внедрение портативных средств неразрушающего контроля остаточных напряжений

В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 05.06.2014 г. № 14.578.21.0020 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» по теме: «Разработка и внедрение портативных средств неразрушающего контроля остаточных напряжений в ответственных изделиях железнодорожного транспорта на основе создания нового методического подхода и научно-методологических разработок прямого неразрушающего рентгеновского метода определения механических напряжений в элементах верхнего строения пути и подвижного состава» на этапе № 3 в период с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. выполнялись следующие работы:

  • Разработка программы и методик лабораторных исследовательских испытаний макета портативного рентгеновского дифрактометра;
  • Проведение лабораторных исследовательских испытаний макета портативного рентгеновского дифрактометра на образцах сталей, используемых для изготовления ответственных деталей железнодорожного транспорта;
  • Изготовление технологической оснастки для применения макета портативного рентгеновского дифрактометра;
  • Разработка методических рекомендаций по применению макета портативного рентгеновского дифрактометра;
  • Изготовление макета портативного рентгеновского дифрактометра;
  • Разработка требований к тестовым образцам сталей для проведения лабораторных исследовательских испытаний макета портативного рентгеновского дифрактометра и верификации разработанного неразрушающего рентгеновского метода определения напряженного состояния металлов эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта;
  • Изготовление холоднодеформированных и отожженных тестовых образцов сталей для проведения лабораторных исследовательских испытаний макета портативного рентгеновского дифрактометра и верификации разработанного неразрушающего рентгеновского метода определения напряженного состояния металлов эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта;
  • Верификация с использованием холоднодеформированных тестовых образцов сталей разработанного неразрушающего рентгеновского метода определения напряженного состояния металлов эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта.

При этом были получены следующие результаты:

  • разработаны программы и методика лабораторных исследовательских испытаний макета портативного рентгеновского дифрактометра;
  • проведены лабораторные исследовательские испытания макета портативного рентгеновского дифрактометра на образцах сталей, используемых для изготовления ответственных деталей железнодорожного транспорта;
  • изготовлена технологическая оснастка для применения макета портативного рентгеновского дифрактометра;
  • разработаны методические рекомендации по применению макета портативного рентгеновского дифрактометра;
  • изготовлен макет портативного рентгеновского дифрактометра;
  • разработаны требования к тестовым образцам сталей для проведения лабораторных исследовательских испытаний макета портативного рентгеновского дифрактометра и верификации разработанного неразрушающего рентгеновского метода определения напряженного состояния металлов эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта;
  • изготовлены холоднодеформированные и отожженные тестовые образцы сталей для проведения лабораторных исследовательских испытаний макета портативного рентгеновского дифрактометра и верификации разработанного неразрушающего рентгеновского метода определения напряженного состояния металлов эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта;
  • проведена верификация с использованием холоднодеформированных тестовых образцов сталей разработанного неразрушающего рентгеновского метода определения напряженного состояния металлов эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта.

Разработан макет портативного рентгеновского дифрактометра принципиально новой конструкции, а также необходимая технологическая оснастка, в целом отличающийся удобством использования и обеспечивающий высокоточное измерение внутренних напряжений в крупногабаритных деталях железнодорожного транспорта. Для работы с макетом портативного рентгеновского дифрактометра разработаны методические рекомендации (технологическая инструкция).

Разработана новая методика лабораторных исследовательских испытаний макета портативного рентгеновского дифрактометра. Показана возможность использования холоднодеформированных образцов стали, нагружаемых трехточечным изгибом, в качестве тестовых образцов для проверки работы макета портативного рентгеновского дифрактометра.

На данном отчетном этапе в качестве охраноспособных РИД получено ноу-хау с названием «Универсальная автоматизированная технологическая оснастка для портативного дифрактометра».

Задачи, поставленные при выполнении этапа № 3 Соглашения о предоставлении субсидии от 05 июня 2014 г. № 14.578.21.0020 выполнены в полном объеме и в полном соответствии с Техническим Заданием и Планом-Графиком, что позволит на последующих этапах работы провести доработку макета портативного рентгеновского дифрактометра и провести с его помощью экспериментальные исследования по определению напряженного состояния эксплуатируемых ответственных деталей железнодорожного транспорта.

Комиссия Минобрнауки России признала обязательства по Соглашению на отчетном этапе исполненными надлежащим образом.

Поделиться