Разработка интеллектуальной системы мониторинга состояния литых ответственных элементов подвижного состава железнодорожного транспорта на основе акустико-эмиссионных измерений при эксплуатации

В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 27.10.2015 г. № 14.578.21.0139 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» по теме: «Разработка интеллектуальной системы мониторинга состояния литых ответственных элементов подвижного состава железнодорожного транспорта на основе акустико-эмиссионных измерений при эксплуатации» на этапе № 1 в период с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. выполнялись следующие работы:

  • Аналитический обзор современной научно-технической и методической литературы по проблеме создания и использования акустических методов контроля состояния ответственных конструкций подвижного железнодорожного транспорта;
  • Анализ ведомственных источников нормативно-технической информации Министерства транспорта РФ и ОАО «РЖД» по вопросам мониторинга состояния ответственных конструкций подвижного железнодорожного транспорта акустическими методами;
  • Проведение патентных исследований в соответствии с ГОСТ 15.011-96;
  • Обоснование выбора направлений исследований по созданию экспериментального образца интеллектуальной системы мониторинга;
  • Разработка требований к интеллектуальной системе мониторинга;
  • Разработка требований к тестовым образцам фрагментов ответственных элементов колесной тележки грузового вагона;
  • Изготовление тестовых образцов фрагментов ответственных элементов колесной тележки грузового вагона;
  • Разработка программы и методик исследований структуры и механических свойств тестовых образцов фрагментов ответственных элементов колесной тележки грузового вагона;
  • Проведение исследований структуры и механических свойств тестовых образцов фрагментов ответственных элементов колесной тележки грузового вагона;
  • Разработка требований к датчикам акустической эмиссии, предназначенным для применения в интеллектуальной системе мониторинга;
  • Разработка программы и методик лабораторных исследований по предварительному выбору состава и типов датчиков акустической эмиссии для применения в интеллектуальной системе мониторинга;
  • Проведение лабораторных исследований по предварительному выбору состава и типов датчиков акустической эмиссии для применения в интеллектуальной системе мониторинга;
  • Разработка программы и методик исследовательских (климатических, на вибростойкость и ударостойкость) испытаний по предварительному выбору типов датчиков акустической эмиссии для применения в интеллектуальной системе мониторинга;
  • Проведение исследовательских испытаний на вибростойкость и ударостойкость по выбору типов датчиков акустической эмиссии для применения в интеллектуальной системе мониторинга.

При этом были получены следующие результаты:

  • аналитический обзор современной научно-технической и методической литературы по проблеме создания и использования акустических методов контроля состояния ответственных конструкций подвижного состава железнодорожного транспорта;
  • результаты анализа ведомственных источников нормативно-технической информации министерства транспорта РФ и ОАО «РЖД» по вопросам мониторинга состояния ответственных конструкций подвижного железнодорожного транспорта акустическими методами;
  • отчет о патентных исследования в соответствии с ГОСТ 15.011-96;
  • обоснование выбора направлений исследований по созданию экспериментального образца интеллектуальной системы мониторинга и разработанные требования к ней;
  • разработанные требования и изготовленные тестовые образцы фрагментов ответственных элементов колесной тележки грузового вагона;
  • программа и методика и результаты исследования структуры и механических свойств тестовых образцов фрагментов ответственных элементов колесной тележки грузового вагона;
  • требования к датчикам акустической эмиссии, предназначенным для применения в интеллектуальной системе мониторинга;
  • программа и методика и результаты лабораторных исследований по предварительному выбору состава и типов датчиков акустической эмиссии для применения в интеллектуальной системе мониторинга;
  • программа и методика и результаты исследовательских испытаний (на вибростойкость и ударостойкость) по предварительному выбору типов датчиков акустической эмиссии для применения в интеллектуальной системе мониторинга.

К наиболее значимым результатам этапа проекта относятся следующие результаты:

  • Разработана принципиально новая конструкция интеллектуальной системы мониторинга, характеризующаяся высокими характеристиками чувствительности к обнаружению дефектов в условиях сильных шумов и возможностью использования для диагностики разрушения деталей железнодорожного транспорта в движении.
  • Разработана новая методика лабораторных исследований датчиков акустической эмиссии для применения в интеллектуальной системе мониторинга.
  • Разработана новая методика исследовательских испытаний (на вибростойкость и ударостойкость) датчиков акустической эмиссии для применения в интеллектуальной системе мониторинга.

Задачи, поставленные при выполнении этапа № 1 Соглашения о предоставлении субсидии от 27 октября 2015 г. № 14.578.21.0139 выполнены в полном объеме и в полном соответствии с Техническим Заданием и Планом-Графиком, что позволит на последующих этапах работы провести разработку, изготовление и испытания компонентов экспериментального образца интеллектуальной системы мониторинга и экспериментального образца всей системы в сборе.

Комиссия Минобрнауки России признала обязательства по Соглашению на отчетном этапе исполненными надлежащим образом.

Поделиться