ТОП-НАУКА. Медийная десятка апреля: спасти креветку и вечные пломбы-убийцы

Вечные пломбы, диагностика мутаций, якутские мамонты и мексиканские креветки, выжженный МКАД, и быстрое золото — это и многое другое в апрельском хит-параде самых медийных научных разработок российских университетов ТОП-НАУКА от НИТУ «МИСиС».

10

Люди «Я»

На десятой позиции хит-парада ТОП-НАУКА — исследование генетиков Северо-Восточного федерального университета, создавших чип для диагностики характерных для якутов мутаций. Согласно сообщению пресс-службы СВФУ, теперь потребуется всего четыре часа для возможного выявления сразу пяти наследственных заболеваний, распространенных в Якутии, тогда как раньше приходилось диагностировать каждое заболевание отдельно. Базу наследственных мутаций коренного населения Якутии генетики собирали более десяти лет. По данным исследователей, в ТОП-5 наследственных заболеваний в регионе входят 3-М синдром, также известный как «Якутский синдром низкорослости», SOPH-синдром, тирозинемия, метгемоглобинемия и врожденная несиндромальная глухота.

10 место, 98 публикаций

9

Сверхполимеры для сверхиндустрий

Девятое место рейтинга ТОП-НАУКА от НИТУ «МИСиС» за Кабардино-Балкарским государственным университетом имени Х. М. Бербекова, материаловеды которого сообщили о разработке нового поколения суперконструкционных полимеров. По словам исследователей, полученные материалы экономичны в производстве, термо- и морозостойки, радиационно устойчивы и при этом вдвое легче алюминия. Как заявляют разработчики, свойствами этих материалов можно управлять на молекулярном уровне, варьируя характеристики в широком диапазоне. Примечательно, что эти суперконструкционные полимеры специально создавались для трехмерной печати беспилотных летательных аппаратов, экзоскелетов, сложных деталей робототехнических устройств и элементов космического скафандра.

9 место, 99 публикаций

8

Батыр на байдарке

Палеонтологи СПбГУ и Томского государственного университета открыли и описали новый род мезозойских млекопитающих, создав один из самых медийных новостных поводов апреля. Возможно, все дело в имени — ранее неизвестный зверь назван Байдабатыр. Как пояснил палеонтолог ТГУ Степан Иванцов: «Название придумали сами от слова «байдарка», потому что к месту экспедиции можно добраться только на байдарке. А «батыр» — это тюркское «герой». Обычно представителей этого отряда находят в Монголии, и в названии большинства видов включено то же слово, но монгольское — «баатар».

Жаль, что филологов в составе экспедиции не было. Они бы объяснили, что Байдарбаатар звучит намного лучше.

8 место, 101 публикация

7

Внутри МКАДа жизни нет

На седьмом месте хит-парада ТОП-НАУКА ученые из Института динамики геосфер РАН и кафедры теоретической и экспериментальной физики геосистем МФТИ. Эти достойные люди построили математическую модель возможных событий, которые произойдут на Земле, если в центр Москвы упадет астероид размером 50–100 м в диаметре. Для сравнения, примерно такого размера был знаменитый Тунгусский метеорит. Прогнозы невеселые — в центре столицы образуется кратер размером с Садовое кольцо, в пределах МКАД ударная волна убьет все живое, Подмосковье охватят массовые пожары, в Центральном федеральном округе не останется целых стекол, по всей Европе начнутся проблемы со связью, а всю Землю ждет несколько лет аномальных погодных явлений.

7 место, 101 публикация

6

Мамонтов убила суставная мышь

Палеонтологи из Томского государственного университета рассказали о коллекции костных остатков мамонтов, собранной на одном из самых крупных в мире «кладбищ мамонтов» в старице реки Берелёх в Якутии. Всего ученые нашли более восьми тысяч костей, на некоторых даже сохранились остатки хрящей. В 42% образцов присутствуют признаки костных заболеваний, причем два из них у мамонтов обнаружены впервые — это так называемая «суставная мышь» и незамкнутость поперечных отверстий шейных позвонков. Столь высокий процент патологий подтверждает известную гипотезу палеонтологов ТГУ, согласно которой «мамонты вымерли из-за геохимического стресса, вызванного минеральным голоданием вследствие серьезных экологических изменений на планете».

6 место, 105 публикаций

5

Креветка в серебре

Пока ученые Томского государственного университета изучали якутских мамонтов, их коллеги из Томского политехнического университета спасали мексиканских креветок. Препарат на основе наночастиц серебра, разработанный в Политехе, недавно был испытан в Мексике для лечения смертельного вирусного заболевания креветок — «вируса белых пятен». Исследование показало, что препарат прекрасно работает — после обработки выживаемость зараженных креветок составила 80%. Многочисленные перепечатки истории о чудесном спасении креветочной молоди вывели сюжет на пятое место в рейтинге ТОП-НАУКА от НИТУ «МИСиС».

5 место, 120 публикаций

4

Наночастицы для раковых клеток

Сотрудники факультета фундаментальной медицины МГУ имени М. В. Ломоносова в сотрудничестве с учеными из ФНИЦ «Кристаллография и фотоника» РАН и Северо-Восточного университета США предложили новый тип противоракового средства, собранный из частей клетки. Применение средства вызывало программируемую гибель раковых клеток, причем погибли даже клетки с резистентностью к другим противораковым препаратам. Успех ученых в борьбе с раком стал достаточным поводом для попадания в «первый научный хит-парад».

4 место, 128 публикаций

3

Намоем это по-быстрому

«Бронзу» в мартовском рейтинге ТОП-НАУКИ получает разработка исследователей из НИТУ «МИСиС», которые совместно с сотрудниками китайской корпорации ZijinMiningGroup создали новый метод извлечения одного из самых востребованных металлов на рынке микроэлектроники — золота. Новый процесс получения золота основан на применении аммиачно-цианидного выщелачивания: так благородный металл извлекается в четыре-восемь раз быстрее, чем по стандартной технологии. А если учесть, что эту технологию можно использовать для получения золота из электронного лома и компьютерной техники, то интерес прессы к золотым перспективам совсем не удивляет.

3 место, 147 публикаций

2

Вечные пломбы-убийцы

«Серебро» рейтинга вновь у ученых из НИТУ «МИСиС», создавших методику, которая может стать основой принципиально нового метода антибактериальной терапии в стоматологии и близких к ней областях. Речь идет о пломбах с использованием наночастиц оксидов железа, цинка, титана и других металлов, которые в стоматологических материалах обладают уникальным свойством — работают как антибиотики без побочных эффектов. Использование подобных пломб позволяет решить давнюю проблему — активное образование колоний болезнетворных бактерий на стыке пломбы и зуба, и тем самым существенно отсрочить или сделать ненужным следующий визит к стоматологу.

2 место, 156 публикаций

1

Дискриминация лысых

Победителем апрельского рейтинга ТОП-НАУКА стала разработка химиков Томского государственного университета, которые по спектру волос вычисляют особенности организма человека и его предрасположенность к тем или иным заболеваниям. «Диагностика по волосам» позволяет определять концентрацию жизненно важных микроэлементов в организме человека. Их дисбаланс приводит к развитию различных заболеваний, многие из которых долгое время протекают скрыто. Интерес исследователей не ограничился только заболеваниями. Ученые показали, что чем выше IQ студента, тем меньше в его волосах олова и кадмия.

1 место, 178 публикаций

Кроме того, в апреле российские ученые находили следы древних землетрясений и антибиотики в опарышах; выясняли, как климат влиял на форму лица древних людей и как питались жители Приморья в неолите; создавали новый способ борьбы с депрессией и «вечные» диски и занимались решением множества не менее важных проблем. Однако эти новости тиражировались СМИ не так активно.

В мае нас ждут новые открытия российских ученых, о которых ТОП-НАУКА расскажет уже летом. Оставайтесь с нами!