Научно-исследовательская деятельность кафедры направлена на решение как фундаментальных проблем методологии социального и междисциплинарного научного поиска, так и прикладных вопросов использования социальных технологий в инженерном образовании для повышения конкурентоспособности выпускников и формирования у них патриотического самосознания. Цель научного коллектива кафедры — интегрировать новейшие социальные знания и технологии с различными дисциплинами инженерного цикла и одновременно — создавать специальные научные направления, развивающие мышление студентов, их креативность и навыки социальной коммуникации, позволяющие им освоить современные подходы повышения личной эффективности и конкурентоспособности в условиях информационного общества.
На кафедре работают: 5 профессоров, в том числе 3 доктора философских наук, 1 доктор педагогических наук, 1 доктор исторических наук; 12 доцентов, в том числе 6 кандидатов философских наук, 2 кандидата исторических наук, 1 кандидат экономических наук, 1 кандидат политических наук, 1 кандидат педагогических наук, 1 кандидат юридических наук; 3 старших преподавателя; 2 ассистента. Процент остепененности кафедры составляет 77%.
Основные направления научной работы кафедры
- Проблемы философии и методологии гуманитарного, естественнонаучного и технического знания, общих проблем научных исследований и технологий.
- Теоретико-методологические проблемы развития личности в условиях информационного общества.
- Эволюция идейно-содержательного наполнения дисциплин гуманитарного цикла с целью формирования патриотического самосознания студентов.
- Философская антропология постмодерна.
- Прикладные проблемы психолого-педагогической поддержки студентов.
- Структурирование и функционирование политических идеологий.
- Социальные технологии и проблема персональной эффективности в инженерном образовании.
- Философский анализ творческой свободы личности как движущей силы истории.
Основные научные результаты
За 2023 год
- Описана воспитательная система университета, предложена комплексная модель патриотического воспитания в техническом университете.
- Предложено обоснованное понимание проблем государственной информационной политики России как важного фактора информационного противоборства.
- Разработана технология применения сценарного метода прогнозирования политических процессов к решению задач государственной информационной политики.
- Определены миграционные факторы формирования и укрепления патриотизма в молодежной среде университета.
- Проведен психолого-педагогический анализ проблем информационного общества, а также определены перспективные педагогические технологии формирования личностных качеств студента, обеспечивающих конкурентоспособность и комфортность вхождения на рынок труда.
- Разработаны базовые положения направленной на социально-экономическое развитие российских территорий методики наставнического трека в сфере образования.
- Проведена работа по определению философско-методологических подходов к рассмотрению современных общественных проблем в контексте возможностей использования технологии искусственного интеллекта.
- Исследованы возможности метода игрофикации в учебном процессе с целью формирования патриотического самосознания студентов.
- Проведено исследование социокультурных особенностей российских IT-специалистов.
- Предложено обоснованное понимание политической культуры как общественного явления.
- Аргументировано влияние языка на человеческое сознание с точки зрения аудио-фонических эффектов гармонии мысли.
- Проведен социально-исторический анализ явления «культуры отмены» в западном обществе во время Второй мировой войны и в настоящий момент.
- Рассмотрены общественно-политические аспекты обеспечения продовольствием Москвы и Московской области в
1917-1922 гг. - Подготовлен ретроспективный анализ фотоматериалов центральных периодических изданий 1941 года с точки зрения отражения настроений жителей и обстановки в г. Москва как прифронтовой территории.
- Изучено влияние деятельности предприятий горнодобывающего сектора на качество воздуха в крупных городах (на примере города Ташкента).
- Проведено исследование социально-исторического феномена «охочих людей», рассмотрены учебно-методические аспекты использования данных в качестве патриотического компонента в преподавании дисциплины «История России».
- Проведен социально-исторический анализ различных аспектов общественно-политической жизни России в XVII веке.
- Определены отличительные черты трансформации музейной экспозиции в послереволюционной России XX века.
За
- Проведен анализ проблемы формирования конкурентоспособного выпускника технического университета, введены новые дефиниции, разработана модель системы формирования конкурентоспособного инженера, обоснована совокупность компетенций будущего инженера, обозначены условия реализации системы конкурентно-формирующих компетенций.
- Разработаны программы неформального образования (в т.ч. в области наставничества), влияющие на формирование универсальных компетенций студентов.
- На основе изучения античной мифологии и философии осуществлена попытка теоретического анализа закономерностей исторического процесса, в центре которого находится сам человек, а не бездушные «объективные» механизмы общественного развития.
- Исследованы социальные и интеллектуальные «срезы» информационного пространства и времени. Обосновано, что социальное пространство и время осуществляется посредством достижения единства информационного пространства и времени, чему во многом способствует социальная память. Подтверждено, что социальная память повышает степень взаимодействия между существующими ценностями, между создателями информационного продукта в распределении общественного продукта.
- Показано, что, включившись в состав космонавтики, космический майнинг будет способствовать формированию внеземной основы будущего широкого освоения космоса человечеством.
- Изучены некоторые духовно-нравственные основания человеческого бытия, влияющие, как на частную, так и на общественную жизнь человека. Мораль и нравственность рассмотрены в качестве меры человеческого бытия. Особое внимание уделено исследованию морального выбора и ответственности человека.
- Осуществлена попытка концептуализации ряда произведений киноискусства с целью постановки и поиска решения актуальных космологических, этических и эстетических проблем, а так же применения современного кино в качестве доступного и относительно несложного материала изучения философии обучающимися в техническом вузе. Продемонстрировано, что пропаганда в эпоху выхода масс на политическую арену становится необходимым условием для ориентации этих масс в политической реальности и активизации политической и социальной активности институтов (на примере Германии между Первой и Второй мировыми войнами).
- Произведена попытка интерпретации визуальных материалов (плакатов, фотографий, картин, журнальных рисунков горнопромышленной тематики) как особого вида «текстов», наполняющих коммуникативные каналы информационно-пропагандистского пространства СССР в
1930-е гг. - Исследована история горного дела в России в XVII в., проблема подъема горного дела в России в начале XVIII в., история приватизации горной промышленности в России.
- Исследована история открытия и начала промышленной разработки золотопесчаных россыпей в России; комплекс вопросов, связанных с золотодобычей в годы Великой Отечественной войны, в том числе роль Дальстроя; исследованы некоторые этапы истории «золотого запаса» царской России и СССР.
- Обосновано, что в настоящее время технологии искусственного интеллекта интегрируются с образовательными процессами, в частности, в связи с повышенным спросом на образовательные услуги робот-андроид с искусственным интеллектом может играть в учебном процессе важную роль помощника преподавателя, учителя, тьютора. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны данной тенденции.
- Разработаны формы воспитательной работы, оказывающие влияние на социализацию и повышение социальной активности молодежи.
- В рамках философско-психологического подхода рассмотрена взаимосвязь духовности и психологического здоровья у студентов-горняков. На основе эмпирических исследований доказано, что высокий уровень религиозной идентичности повышает значимость традиционных семейных отношений, способствует творчеству, повышает ценность любви, альтруизма и милосердия.
- Изучена связь личностных характеристик студентов-горняков со способностью управлять своими психологическими ресурсами в стрессовых учебных и производственных ситуациях.
- Рассмотрены основные параметры концепции «Мистического реализма» прп. Симеона Нового Богослова. Установлена диалектическая взаимосвязь схоластики и мистики в средневековой гносеологии на рубеже X‒XI вв.
- Создано основание для написания диссертационной работы по теме «Охочие люди в истории России (XIII‒XVIII вв.)»: разработана методология исследования, проведена работа с историографией и источниками.
- Проанализированы гарантии реализации прав граждан, изучены соответствующие судебные решения, обоснована необходимость в применении мер государственной защиты различных категорий граждан, в т. ч. женщин, детей, инвалидов, лиц старшего возраста.