Оформление страховой пенсии по старости

В соответствии с законодательством каждый трудящийся гражданин вправе рассчитывать на материальное обеспечение по старости — пенсию. Автоматически государственные выплаты не назначаются, поэтому будущему пенсионеру придется предпринять ряд действий, чтобы получить положенные законом денежные пособия.

Страховая пенсия по старости — это денежная компенсация, выплачиваемая гражданину по причине невозможности выполнять трудовую функцию из-за наступления возраста нетрудоспособности.

Пенсия по старости представляет собой ежемесячные выплаты лицам, у которых:

  • наступил пенсионный возраст;
  • есть минимальный страховой стаж (период, когда за работника вносились взносы в ПФР);
  • на лицевом счете накопилось нужное количество индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), выражающегося в баллах.

При наличии вышеуказанных условий, работнику следует обратиться в территориальный орган ПФР с документами, подтверждающими право на данную выплату.

Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на нее.

Для оформления пенсии будущему пенсионеру следует:

Шаг 1. Получить выписку из лицевого счета

Работнику необходимо самостоятельно изучить выписку из индивидуального лицевого счета, где отражены его сведения о стаже, заработке, страховых взносах и пенсионных коэффициентах.

Получить документ можно:

В случае согласия с полнотой данных о трудовой деятельности, имеющих в распоряжении ПФР, представление дополнительных документов о стаже и заработке не требуется.

В случае отсутствия сведений или необходимости подтверждения (уточнения) данных, имеющихся выписке, нужно делать запросы на предыдущие места работы, в архивы и собрать справки.

Шаг 2. Собрать документы

Для реализации права на пенсию по старости Работнику необходимо предоставить документы, подтверждающие возраст, гражданство, место жительства и стаж, а также при необходимости обосновать дополнительные обстоятельства и льготы.

1. Документ, подтверждающий гражданство (один из перечисленных):

  • паспорт гражданина РФ с обязательным штампом о постоянной или временной регистрации;
  • заграничный паспорт;
  • дипломатический паспорт;
  • военный билет;
  • временное удостоверение личности;
  • вид на жительство для иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. СНИЛС или документ регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета

3. Документы, подтверждающие периоды работы, иной деятельности и нестраховые периоды:

  • трудовая книжка;
  • заверенная работодателем копия трудовой книжки.

Если нужно учесть работу, не отраженную в трудовой книжке, то подтвердить ее могут:

  • трудовой договор, гражданско-правовой договор;
  • выписки из приказов;
  • ведомости на выдачу заработной платы.

При отсутствии какого-либо из перечисленных документов, необходимо направить запрос своему бывшему работодателю или в муниципальный архив, если организации уже не существует.

Документы, подтверждающие периоды работы, должны содержать номер и дату выдачи, подпись уполномоченного лица и печать организации. В них должны быть указаны ФИО будущего пенсионера, дата его рождения, место работы, период работы и профессия.

Начиная с 2002 года, ПФР ведет персонифицированный учет работников, поэтому документально следует подтверждать только сведения не отраженные в трудовой книжке. Однако стаж до 2002 года, а также вредность, опасность работы необходимо доказать в любом случае.

4. Документы о льготах

Если работнику по закону полагаются льготы на пенсии, то следует предъявить справки, подтверждающие вредные, опасные условия работы или труд в тяжелых климатических условиях.

5. Документы о зарплате

Для исчисления пенсии до 2002 года следует собрать документы о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 2002 года.

6. Документы о состоянии здоровья, детях и иждивенцах

  • справка об инвалидности и присвоении группы;
  • свидетельства о рождении детей (для многодетных матерей);
  • справки о наличии в семье нетрудоспособных членов;
  • иные документы по требованию.

7. Дополнительные документы

При оформлении пенсии могут понадобиться: свидетельство об изменении ФИО, браке/расторжении брака, справка из центра занятости, военный билет, дипломы об образовании и иные документы.

Подробный перечень документов

Шаг 3. Подать заявление

Бланк заявления о назначении пенсии по старости

Правила заполнения заявления о назначении пенсии

Заявление о начислении пенсии вместе с необходимым пакетом документов необходимо направить в ПФР не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста.

Документы можно передать:

При личном обращении в отделение ПФР или МФЦ

Отправить документы по почте в территориальный орган ПФР

Онлайн в личном кабинете на сайте ПФР или Госуслуги*

Днем обращения считается дата приема заявления сотрудниками этих органовДнем обращения считается дата штампа на конверте при отправленииДнем обращения считается дата подачи заявления с документами через систему
* При подаче документов онлайн, Заявителю придет напоминание о необходимости принести в ПФР оригиналы документов для сверки.
Шаг 4. Узнать решение

Заявление о назначении пенсии рассматривается 10 дней со дня подачи. Если ПФР понадобится дополнительная проверка, срок может быть продлен, но максимум на три месяца.

В случае отказа от назначения пенсии, в течение 5-ти дней после принятия такого решения Заявитель получит извещение. Все ранее предоставленные документы для оформления пенсии будут возвращены Заявителю.

Шаг 5. Получить пенсию

После принятия пенсионным фондом решения о назначении выплат, деньги следует ожидать на следующий календарный месяц.

Получать свои выплаты пенсионер может:

  • на дому;
  • в почтовом отделении;
  • на банковскую карточку.

Пенсия по старости выплачивается бессрочно.

С полной информацией о видах, формировании и расчете пенсий, а также электронных сервисах можно познакомиться на сайте Пенсионного Фонда РФ