Институт ИНМиН

Мы смотрим в телескоп, чтобы увидеть звезды, а зачем мы смотрим в микроскоп?

(Кафедра физического материаловедения)

Чтобы создавать новые сплавы и контролировать уровень свойств уже известных , необходимо рассматривать в микроскоп микроструктуру сплавов. Что же мы видим в микроскопе?

Участники:

  • научатся работать на световом микроскопе.
  • узнают, как выглядят изображения микроструктуры металлических сплавов в различных режимах работы микроскопа.
  • узнают о возможностях электронной и атомно-силовой микроскопии
  • узнают о возможностях Базы данных «Микроструктура». Таких баз данных в мире всего две — одна в Кембридже, другая на кафедре физического материаловедения НИТУ МИСиС

Какие кристаллы лучше — большие или маленькие?

(Кафедра физического материаловедения)

Роль размера кристаллов при создании материалов с различными механическими и физическими свойствами. Сплавы с наноразмерыми структурными составляющими. Определение размера зерен по оцифрованным изображением однофазных полиэдрических структур. Распознавание дефектных микроструктур в стали.

Участники:

  • узнают о принципах количественного анализа микроструктур;
  • познакомятся со специальным оборудованием для подготовки объектов для исследования микроструктуры;
  • узнают основные принципы распознавания дефектных микроструктур стали;
  • вспомнят основы электроники и схемотехники из школьного курса;
  • узнают, как разводить платы и паять;
  • соберут, на выбор, мини-бластер: «гранату» или «мишень» для игры в лазертаг;
  • на месте смогут их протестировать.

Термоэлектрический генератор и высокоэнергетическая ультразвуковая установка

(Кафедра Функциональных наносистем и Высокотемпературных материалов)

Участники смогут увидеть как огонь преобразуется в электрическую энергию и возможности высокоинтенсивного кавитационного воздействия.

Участники:

  • Вспомнят физические эффекты преобразования тепловой и электрической энергии
  • Смогут зажечь светодиодные лампы и зарядить телефон от открытого огня
  • Узнают как один и тот же материал может охлаждать и генерировать энергию
  • Узнают как работает марсоход Curiosity
  • Вспомнят физику звуковых волн
  • Смогут бесконтактно манипулировать объектами с использованием акустических волн
  • Продиспергируют несмешивающиеся жидкости
  • Узнают, что сварка может происходить и без газового пламени

Ссылки на материалы, с которыми рекомендуется ознакомиться для работы по практикуму:

  1. Эффект Зеебека https://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_Зеебека
  2. Эффект Пельтье https://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_Пельтье
  3. Mars Science Laboratory https://ru.wikipedia.org/wiki/Марсианская_научная_лаборатория
  4. Ультразвуковые колебания https://u-sonic.ru/book/export/html/893
  5. Области применения ультразвуковых установок https://ru.wikipedia.org/wiki/Ультразвук
  6. Эмульгирование https://www.ultrazvuc.ru/processe/processes_area_id/1/processes_id/5
  7. Диспергирование https://www.ultrazvuc.ru/processe/processes_area_id/1/processes_id/2

Аэрозольные наночастицы

(Кафедра Функциональных наносистем и Высокотемпературных материалов)

Участники смогут получить представление о незримом участнике воздушного пространства Земли, структуре и свойствах мельчайших частиц, которые всегда находятся вокруг нас.

Участники:

  • Узнают о том, почему так важно знать состав воздуха, которым мы дышим
  • Узнают как в современном мире собирают информацию о частицах, летающих в воздухе
  • Проведут исследования с использованием новейших методов обнаружения наноразмерных частиц в атмосфере
  • Познакомятся с передовыми технологиями защиты атмосферы планеты от невидимой угрозы со стороны наночастиц

Ссылки на материалы, с которыми рекомендуется ознакомиться для работы по практикуму:

  1. Годымчук А.Ю., Савельев Г.Г., Зыкова А.П. Экология наноматериалов. — Учебное пособие, Москва: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012 — 272 с. https://files.pilotlz.ru/pdf/cC2636-5-ch.pdf