В рамках проекта Департамента образования и науки города Москвы «Университетская среда для учителей» НИТУ МИСИС проводит разнообразные мероприятия для московских педагогов. Цель этих мероприятий — создание пространства для взаимодействия вуза и школы, а также для совместной разработки и внедрения новых методик проведения школьных занятий по естественно-научным и социально-гуманитарным дисциплинам.
НИТУ МИСИС стремится поддерживать постоянный диалог с педагогами, которые работают с талантливыми школьниками: возможно, в будущем они станут абитуриентами и студентами нашего университета.
«Университетская среда для учителей» — это инновационная образовательная платформа, которая позволяет своевременно знакомить педагогов с достижениями современной науки и техники, с инновационными образовательными технологиями, а также обеспечивает научно-методическую поддержку образовательного процесса.
Участие в мероприятиях бесплатное. Необходима предварительная регистрация.
Мероприятия проекта в 2023 году
Тема мероприятия |
Дата |
Время/формат |
Описание мероприятия |
Ссылка на регистрацию |
Материаловедение XXI века — зачем, что, как? |
10 февраля |
17:45 (дистанционно) |
Материаловедение XXI века развивается в условиях сокращения доступных сырьевых и энергетических ресурсов для промышленности. В этих условиях наблюдается ренессанс материалов доисторической эпохи из возобновляемых (например, древесина) или бесконечных (камни, глина, песок) источников. Стратегическая задача сохранения высокой функциональности, достигнутой для материалов XX века, на принципиально новой сырьевой базе требует от материалов новых подходов и методов. | |
Мировой океан и космос — новые направления освоения пространство современным человечеством |
13 февраля |
18:00 (дистанционно) |
Постоянно растущее население планеты и нехватка ресурсов обусловливает необходимость освоения новых пространств. Во второй половине XX века все больше специалистов высказывали мнение о перспективности развития технологий, которые будут способствовать организации добычи полезных ископаемых на дне океанов, а в более далекой перспективе и на объектах ближнего космоса. Уже в XXI веке все чаще звучит идея колонизации Луны и Марса в качестве территориального ресурса. В рамках лекции слушатели смогут познакомиться с возможными направлениями освоения дна Мирового океана, а также космических объектов. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с добычей полезных ископаемых, а также перспективным проектам по созданию экспериментальных космических баз на Луне и Марсе. | |
Цифровые технологии при изучении и исследовании окружающей природной среды |
14 февраля |
18:00 (дистанционно) |
Информационные технологии в последней четверти XX века стали неотъемлемой частью всех областей деятельности человека, в том числе научно-исследовательской. На сегодняшний день осуществляется сбор огромного количества данных о состоянии окружающей среды, в том числе с использованием спутниковых технологий, беспилотных летающих аппаратов. Однако обработка данных, в том числе больших, невозможна без применения цифровых технологий, которые позволяют проводить детальный анализ получаемой информации в режиме реального времени. В рамках лекции слушатели познакомятся с современными способами изучения окружающей природной среды с применением методов моделирования, искусственного интеллекта и других современных цифровых инструментов. Спикером будут приведены примеры построения сложных моделей природных объектов, а также рассмотрены области применения анализа больших данных при изучении сложных природных и природно-технических систем. | |
Умный город |
17 февраля |
16:30 (очно) |
«Умный город» — это интеграция всех коммуникационных и информационных технологий с целью эффективного управления городской системой. Важным элементом характеристики качества городской среды в настоящее время является социально-экологический аспект. Это подчеркивает несомненную актуальность и практическую значимость вопросов, связанных с информатизацией и цифровизацией, как главных трендов развития современных мегаполисов. Участники образовательной программы узнают, как происходит формирование и расширение управленческих компетенций по управлению внутренними процессами города, функционирование органов исполнительной власти, многих гражданских институтов и бизнеса с помощью электронных технологий. Нормой станет единая точка доступа к любому сервису в любое время и с любого устройства. Это позволит у обучающихся сформировать систематизированные знания в области технологических сдвигов, создания умного города, цифровой экономики, развития прорывных и перспективных технологий и их влияния на управление мегаполиса, бизнеса, разработки и реализации инновационных технологических решений в изменяющихся условиях с учетом «дорожной карты» государственной программы «Умный город» Российской Федерации. В завершении проводимого занятия участники мероприятия составят свой проект «Умного города (дома)», в котором они проживают. | |
Стратегические задачи и направления развития инновационных экосистем |
27 февраля |
16:30 (очно) |
Мы живем в эпоху технологических, экологических и геополитических вызовов. Это вызывает необходимость поиска новых подходов и способов, позволяющих отвечать на эти вызовы. Сегодня на рынке выигрывают не те участники рынка, кто сражается в одиночку за конкурентные преимущества, а те, кто выстраивают свои стратегии на основе партнерства, совместного использования ресурсов и переливов знаний. К подходам, позволяющим противостоять вызовам, относятся сетевые организации, а именно кластеры, симбиозы, экосистемы. На лекции мы обсудим преимущества сетевых организаций, типы сетевых организаций. Рассмотрим, что понимается под инновационной экосистемой, кто является участниками экосистем. Обсудим, как управлять развитием экосистем. | |
Эмпатия как основной инструмент человеко-ориентированного проектирования |
1 марта |
16:30 (очно) |
В рамках лекции обсудим вопросы взаимодействия преподавателя и ученика, заказчика и исполнителя. Узнаем ключевые подходы к развитию надпрофессиональных навыков коммуникации и междисциплинарного общения. Оценим важность умения проявлять эмпатию и переживать чувства собеседника, воспринимать его точку зрения, что позволит проектировать успешную стратегию решения задач по достижению обоюдной и взаимовыгодной цели. Создадим карту эмпатии и вариативные инструменты, которые будут способствовать поиску конкурентоспособного решения. | |
Коммуникация педагог-обучающийся: современные проблемы и их актуальные решения |
2 марта |
16:30 (очно) |
Обсудим проблемы, с которыми сталкивается педагог в образовательном процессе, обсудим причины их возникновения и научимся принимать решения о выходе из этих ситуаций и поймем как их избежать. | |
Научные достижения четвертой промышленной революции в разрезе проектной деятельности школьников | 2 марта | 10:00 (дистанционно) |
На сегодняшний день в школах с учетом требований ФГОС общего образования получает развитие проектная деятельность школьников. На семинаре будут рассмотрены современные достижения науки и техники, которые можно рассматривать как возможные ресурсы для подбора материалов для проектирования, а также задачи, которые можно решать с использованием современных инженерных инструментов. Участие в мероприятии подтверждается сертификатом. | Регистрация |
Лайфрестлинг — игрофикация и навыки спасения для школьников и педагогов |
9 марта |
17:00 (очно) |
Мастер-класс знакомит участников с экстремально-прикладным спортом Лайфрестлингом, предполагающим освоение в спортивно-игровой форме навыков оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Сегодня умение оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях стало обязательным требованием по обеспечению охраны труда персонала различных предприятий, и школы не являются исключением. Освоение навыков оказания первой помощи в форме спортивной игры, построенной на отработке ситуационной задачи, является основной идеей Лайфрестлинга. Принять участие в тренировках и соревнованиях по этому виду спорта могут школьники и студенты, учителя и работники промышленных предприятий, сферы услуг, сотрудники экстренных служб. В рамках мастер-класса участников ждёт подробное знакомство с Лайфрестлингом, а именно основы методики игрофикации в обучении первой помощи, знакомство с оснащением игровой локации, опыт успешного участия призёра чемпионата, методические рекомендации по подготовке команд к участию в соревнованиях. Целевая аудитория — учителя, работающие в проекте «Медицинский класс в московской школе», учителя ОБЖ, физической культуры, классные руководители, педагоги-организаторы и просто представители педагогического сообщества, интересующиеся проблемами оказания первой помощи. | |
Инновационные технологии для освоения Арктики | 13 марта | 17:00 |
За последние годы мы все чаще встречаем новости о проектах по развитию Арктики: открываются новые научные станции, предприятия, улучшается инфраструктура городов и развивается транспорт. На лекции вы узнаете, благодаря каким технологиям это стало возможно, какие инновационные проекты будущего реализуют уже сегодня. | Регистрация |
Математика — как искусство. Эффективные методы популяризации математического образования |
17 марта |
16:30 (дистанционно) |
Найти научный сюжет несложно, а понятно изложить его — своего рода искусство. Повысить уровень научной грамотности населения, в том числе и математической, помогает популяризация. Заинтересовать человека в таких отраслях, как медицина, информационные технологии и робототехника, сегодня не составит большого труда. Совсем иначе обстоит дело с популяризацией математики — науки, которая на первый взгляд кажется слишком абстрактной и далекой от реальной жизни. В рамках мероприятия участники познакомятся с эффективными методами популяризации математического образования на примере реализации городских проектов «Математическая вертикаль» и «Математическая вертикаль ПЛЮС» Ресурсным центром НИТУ МИСИС. | |
BIM-технологии как инструмент развития мегаполиса |
14 марта |
16:30 (дистанционно) |
В настоящее время человечество переживает глобальную урбанизацию. Купные мегаполисы становятся все больше. Увеличиваются объемы строительных работ и плотность застройки. Из-за большой ограниченности свободных зон, все больше внимания уделяется подземному строительству. В таких условиях важным инструментом увеличения производительности строительных работ, уменьшения их издержек, является применение BIM-технологии, которые позволяет автоматизировать проектные работы, составлять и контролировать сметы и графики строительства, а также наиболее эффективно эксплуатировать уже построенные здания и сооружения. В рамках лекции слушатели узнают о современном программном обеспечении, которое применяется для выполнения строительных проектов, а также основные методы трехмерного моделирования зданий и сооружений, которые можно применять в проектной деятельности школьников. | |
Профориентационная модель выбора тематики школьного проекта |
17 марта |
17:00 (очно) |
Мастер-класс знакомит учителей предпрофессиональных классов школ с моделью выбора уникальной темы индивидуального проекта с применением известных профориентационных методик. Условием успешной проектной деятельности является выбор темы индивидуального проекта. Тема проекта — это не только направление, в котором необходимо развиваться для достижения успеха на конкурсах, но ещё и тесная связь со специальностью, по которой стоит учиться. Зачастую выбор темы проекта сводится к увлечению громким и звучным названием, которое сейчас постоянно на слуху — искусственный интеллект, виртуальная реальность, нейронные сети и др.. Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что школьник просто не готов по многим причинам работать в выбранном направлении. Именно поэтому нужен иной подход к выбору тематики проекта, который построен на определении того, в каком направлении будет успешен каждый школьник, и в каком направлении он сможет сделать успешный и оригинальный проект. В рамках мастер-класса участников ждёт знакомство с моделью выбора тематики проекта, построенной на известных профориентационных методиках — опросниках Климова и Йовайши. Указанные опросники будут представлены в новом прочтении и использованы не как ориентир для выбора профессий и профессиональных предпочтений, а как основа для выбора направлений проектной деятельности. Участники узнают, как составить анкету для учащихся, провести и интерпретировать профориентационные тесты, дать рекомендации по обучению в предпрофессиональном классе конкретной направленности, помочь своим ученикам найти индивидуальное направление успешного развития. Целевая аудитория — учителя, работающие в предпрофессиональных классах различного профиля, ответственные за работу предпрофессиональных классов. | |
Человеческий потенциал в цифровую эпоху. Ключевые компетенции цифровой экономики |
20 марта |
17:00 (очно) |
Условия тотальной цифровизации экономики накладывают определенные требования к уровню подготовки профессионалов в любой области. В интерактивном формате рассмотрим трансформацию рынка труда и требований к работнику, набору ключевых компетенций цифровой экономики, а также разнообразные сервисы оценки компетенций цифровой грамотности. Познакомимся с новым образовательным треком «Цифровая экономика» в рамках направления 38.03.01 Экономика, открывающим возможности профессионального роста в области разработки и экономического обоснования цифровых инициатив и внедрения передовых технологий. | |
Ключевые образовательные компетенции на современном этапе развития |
21 марта |
18:00 (очно) |
Современный мир стремительно меняется, темп его развития постоянно растет, как и нужда в квалифицированных высокообразованных профессионалах. Чтобы соответствовать современным требованиям, человеку необходимо следить за динамикой изменений рынка труда и успевать за темпом развития общества. Такие условия выдвигают определённые требования к современной системе образования, которая призвана учитывать потребности каждого как обучающего, так и обучаемого. | |
Индустрия 4.0., или что необходимо для подготовки современного инженера | 22 марта | 17:00 (дистанционно) | Современный мир сложно представить без информационных технологий, все больше цифровых решений мы видим в образовании, промышленности и простой жизни. Но с инновациями во всех сферах требуются и новые специалисты, а значит появляются новые вакансии. Занятие в формате лекции позволит познакомиться с краткой историей индустриализации, ответить на вопрос что такое Индустрия 4.0 и понять какие новые вакансии появятся в ближнее время или уже есть на рынке труда. Также благодаря занятию слушатель узнает какими навыками и умениями должен владеть современный специалист для работы в индустрии будущего. | Регистрация |
Обучение русскому речевому этикету на материале занимательных заданий |
24 марта |
17:00 (дистанционно) |
Речевой этикет является неотъемлемой частью общей культуры человека. Знание речевого этикета очень важно: ведь оно помогает эффективно общаться в разных ситуациях. На лекции мы познакомим вас с занимательными заданиями по обучению русскому речевому этикету, которые можно использовать в работе с полиэтническими классами. | |
Зеленые технологии для устойчивого развития | 27 марта | 17:00 (дистанционно) | Тема экологии является одной из наиболее важных в последние годы. Крупные корпорации и государственные организации развивают технологические решения по уменьшению выбросов в окружающую среду. На лекции слушатели узнают основные направления развития зеленых технологий и историю возникновения данного направления, познакомятся с главными элементами устойчивого развития и глобальными целями ООН | Регистрация |
Управление проектами в образовании: как организовать работу учащихся в команде | 29 марта | 16:30 (дистанционно) | Всё чаще метод проектов используется в учебном процессе. Но далеко не всегда у учащихся проекты получаются действительно качественно реализованными. Более того, не всегда получается реализовать их до конца. Каковы составляющие успешного проекта? Какие роли должны быть у участников проекта? Как организовать работу проектной команды и как в этом может помочь тайм-менеджмент? Рассмотрим эти аспекты на мастер-классе. | Регистрация |
Информационная безопасность. Алгоритм поведения в сети |
31 марта |
16:30 (очно) |
Информация, информационные ресурсы, информационная система, информационная безопасность — все это ключевые, неразрывно связанные для современного человека понятия. | |
Киберфизические системы. Знакомство с основными понятиями и трендами | 3 апреля | 17:00 (дистанционно) | В мире все больше внимания уделяется искусственному интеллекту, робототехнике, а также облачным сервисам. Наряду с этим в научной литературе и СМИ все чаще встречается понятие «киберфизическая система». Оно используется для описания различных устройств, систем и процессов, которые взаимодействуют друг с другом через информационные и физические каналы, но при этом являются автономными и независимыми друг от друга. На лекции слушатели познакомятся с основными элементами работы данных систем, а также узнают об их практическом применении в промышленности и реальной жизни | Регистрация |
Современные тенденции и проблемы формирования новых информационных технологий | 5 апреля | 16:30 (очно) |
Такие научные направления как компьютерное моделирование, проектирование, принятие решений в условиях неопределённости, лежащие в основе современных подходов к развитию искусственного интеллекта, немыслимы без развития и использования фундаментальных основ теории информации. Критерии оценки потери информации, принципы измерения информации, помехоустойчивое кодирование, принципы построения кодирующих устройств, метрические оценки неопределённости и многое другое сегодня является неотъемлемой частью цифровых технологий, таких как экспертные системы, искусственные нейронные сети, системы навигации беспилотного транспорта, системы управления робототехническими комплексами, системы виртуальной реальности и др. Однако, не следует забывать и о специфике областей применения новых технологий, среди которых особое внимание будет уделено сфере образования. Целевая аудитория — учителя математики, информатики, методисты и организаторы инженерных и IT- предпрофессиональных классов московских школ. | Регистрация |
Организация психолого-педагогической работы по развитию межнациональной толерантности в общеобразовательных учреждениях |
5 апреля |
17:00 (дистанционно) |
Интерактивная лекция позволит в доступной форме рассмотреть проблемы организации учебного процесса в условиях полиэтнических реалий современной российской школы. Мероприятие пройдёт в формате живого общения, включающего обсуждение теоретического материала и совместного анализа реальных ситуаций. | |
Технологии будущего: рейтинг социальной активности |
10 апреля |
16:30 (очно) |
Современный человек оставляет множество цифровых информационных следов: числится в различных базах данных, проявляет активность в социальных сетях, совершает покупки в магазинах с помощью банковских карт. Эта информация создает нашу цифровую личность. Как влияет эта виртуальная личность на нашу жизнь? На лекции вы узнаете, как сейчас можно использовать эту информацию, какие возможности могут появиться в ближайшее время. | |
Технологии будущего сейчас: человек и его благополучие в современном мире |
11 апреля |
16:30 (очно) |
Современное общество называют информационным, обосновывая это название все более увеличивающимся объемом разной информации, обрушивающейся на человека. Но кроме этого, в мире постоянно появляются технологические инновации, которые уже сейчас сильно меняют повседневную жизнь, а в ближайшем будущем обещают вообще сделать человека не главным на этой планете. Как не потеряться в новом мире? Выстроить личную стратегию успеха и суметь ее реализовать? | |
Технологии управления внутриличностным конфликтом: теория и практика |
12 апреля |
16:30 (очно) |
В современном обществе все чаще говорят о переходе от «культуры полезности» к «культуре достоинства» человека. Личность и ее интересы становятся главными в социуме. Изменчивость и непостоянство мира вокруг нас, переход многих сфер жизни в онлайн-формат приводят к тому, что человек ощущает дискомфорт, но не понимает его причины, не может их устранить. Мастер-класс позволит узнать о технологиях управления внутриличностным конфликтом и получить опыт их применения на практике. | |
Цифровой след в образовании: возможности и перспективы |
12 апреля |
18:00 (дистанционно) |
Большие данные в образовании играют все возрастающую роль в формировании образовательной траектории, в оценке эффективности образовательной среды и в снижении нагрузки на педагога при оценивании и анализе достижений обучающихся. В лекции будут рассмотрены современные подходы к использованию цифровых данных в образовательной организации и будут определены возможные векторы развития с учетом этических, педагогических и технологических ограничений. | |
Солнечные батареи нового поколения — как тематика школьных инженерных проектов | 13 апреля | 16:30 (дистанционно) |
В настоящее время солнечная энергетика — это кремний. Человечество более 50 лет разрабатывало технологии солнечных батарей, но даже сейчас они недостаточно дешевые в сравнении с топливными источниками. Новое поколение фотовольтаики — перовскитные солнечные батареи — первый реальный конкурент кремнию, которые существенно дешевле благодаря возможности печати. В лекции будет рассказано о революции в технологии солнечных батарей нового поколения, а также доступности реализации школьных проектов по печати различных фотоэлектрических устройств, автономному питанию портативной электроники и пр. | Регистрация |
Налоги как развитие современного общества | 13 апреля | 16:30 | В рамках лекции участники познакомятся с основными аспектами налогообложения физических лиц, узнают как быть на одной волне с налоговой инспекцией. Как самостоятельно посчитать НДФЛ и применить нужные вычеты при налогообложении физических лиц. | Регистрация |
Современные тенденции в биофабрикации |
13 апреля |
16:30 (очно) |
Биофабрикация — новое направление в биомедицине, направленное на создание искусственных органов, тканей и их эквивалентов. На лекции вы узнаете о том, как развивается данная область, какие успехи уже достигнуты и чего можно ожидать в ближайшем будущем. | |
Создание проектов для участия в междисциплинарных мероприятиях. Как подготовить работу на высший балл |
19 апреля |
18:00 (дистанционно) |
Успешному освоению школьниками образовательной программы способствует их участие в междисциплинарных мероприятиях. Подготовка к олимпиадам — это важный этап в жизни каждого школьника. Ребята получают бесценный опыт как при выступлении с докладом, так и при оформлении презентации и доклада. На лекции будет представлена основная информация о том, как подготовить свое выступление и материалы, а также разобраны основные ошибки, из-за которых часто не удается получить высший балл. Участие в мероприятии подтверждается сертификатом. | |
Промышленная революция и управление людьми | 20 апреля | 16:30 (дистанционно) | Новый индустриальный переворот, непохожий на все предыдущие, неизбежно изменит то, как мы работаем, отдыхаем, общаемся и ходим по магазинам. Четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) предполагает новый подход к производству, основанный на массовом внедрении информационных технологий в промышленность, масштабной автоматизации бизнес-процессов и распространении искусственного интеллекта. В чем преимущества Четвертой промышленной революции? Изменятся ли подходы к управлению людьми? Какие они, профессии будущего? Участие в мероприятии будет подтверждаться сертификатом. | Регистрация |
Прикладная химия для школьников: опыт реализации образовательных программ по химии в региональных центрах выявления и поддержки одаренных детей |
20 апреля |
16:30 (дистанционно) |
Развитие практических навыков и умений у школьников — одна из ключевых задач современного образования. На семинаре участники узнают, как эффективно совместить теоретические знания, получаемые в рамках школьного курса химии, и решение реальных практических задач; познакомятся с успешным опытом реализации интенсивных образовательных программ по химии для учеников | |
Тенденции в современной науке и технике. Экология и альтернативная энергетика. Как подготовить школьный проект в соответствии с актуальными тематиками современности |
20 апреля |
18:00 (дистанционно) |
Успешному освоению школьниками образовательной программы способствует их участие в междисциплинарных олимпиадах. Подготовка к олимпиадам — это важный этап в жизни каждого школьника. Ребята получают бесценный опыт как при выступлении с докладом, так и при оформлении презентации и доклада. Порой очень сложно определиться с темой доклада, а также разобраться в актуальности и важности выбранного проекта. Популярными направлениями в настоящее время являются альтернативная энергетика и экология. На лекции мы обсудим актуальные темы в данных областях, разберем, как в научных работах делать постановку задачи и заинтересовать школьников проектной деятельностью. | |
Как аналитическая химия помогает в реализации экологического мониторинга |
21 апреля |
16:30 (дистанционно) |
Проблемы защиты и охраны окружающей среды остаются актуальными в настоящее время. Для своевременного принятия решений реализуются программы экологического мониторинга, позволяющие комплексно наблюдать за состоянием естественных экологических систем и происходящими в них процессах. Для оценки фактического состояния среды и прогнозирования будущего состояния используются методы, базирующиеся на теоретических основах аналитической химии. В рамках лекции участники познакомятся с разновидностью мероприятий, входящих в программы экологического мониторинга; изучат основные методы исследований объектов окружающей среды с применением основ аналитической химии; смогут сформулировать тематики практических работ в рамках решения различных задач экологического мониторинга для учащихся |