Ученые НИТУ «МИСиС» представили обзор методов для производства керамики

В международном научном журнале Journal of the European Ceramic Society вышла статья ученых НИТУ «МИСиС», посвященная обзору самоподдерживающихся реакций для получения керамических материалов. Исследователи рассмотрели искровое плазменное спекание, синтез при горении с механическим воздействием, а также синтез при горении раствора.

Керамические материалы находят свое применение в целом ряде областей: их используют в аэрокосмической отрасли, в 3D-печати, в высокоточной сенсорике. С 2011 года в НИТУ «МИСиС» действует научно-исследовательский центр «Конструкционные керамические наноматериалы», основная деятельность которого связана с синтезом различных наноструктурных материалов методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС) и горением растворов.

В статье, опубликованной в Journal of the European Ceramic Society (импакт фактор 4), ученые описывают последние достижения в области производства керамических материалов и наиболее актуальные методы, как предложенные зарубежными коллегами, так и разрабатываемые в НИТУ «МИСиС».

Исследователи рассмотрели три ключевых метода синтеза: искровое плазменное спекание (SPS), синтез при горении с механическим воздействием (CS), синтез при горении раствора (SCS), а также комбинации этих методов. Помимо анализа существующих методов, ученые также представили результаты некоторых своих последних работ: производство композита BN-TiB2 при самораспространяющейся реакции, синтез нанопорошка Fe3N, синтез порошков систем TiAl и TiC.

По мнению исследователей, уже в скором времени производство керамики методом самоподдерживающихся реакций горения может выйти на промышленный уровень.

Руководитель научной группы и главный автор работы — Александр Мукасьян, профессор кафедры порошковой металлургии и функциональных покрытий НИТУ «МИСиС», профессор факультета химической и биомолекулярной инженерии университета Нотр Дам в США. Среди авторов также: Дмитрий Московских, директор научно-исследовательского центра «Конструкционные керамические наноматериалы» НИТУ «МИСиС» и научные сотрудники Центра Андрей Непапушев и Сергей Росляков.