Лекторий РОЗ «Человек и общество». Лекция «Девочка-хулиганка, девочка-воин, девочка-ученый. Как сильные девочки стали главными в детской литературе в XXI веке»

ru

В главной детской книге начала XXI века «Гарри Поттер» героини-девочки (неважно, положительные или отрицательные) Гермиона, Полумна, Пэнси — классический продукт литературы для девочек пост-викторианской эпохи: умные, необычные, но много в чем уязвимые (внешность, семья, социальный статус), и поэтому они всего лишь помощницы, спутницы, подруги.

Но в России в текстах по фэнтези-формуле «волшебная школа» главными героинями становятся сразу девочки — умные, смелые и не переживающие за свою внешность ни при каких условиях — как в серии «Часодеи», которой в 2021 году исполняется 10 лет, а она по-прежнему одна из самых любимых у детей среднего школьного возраста.

Параллельно в литературе США происходит становление жанра фантастики пост-апокалипсиса, в котором главной героиней большинства циклов становится девушка-воин, абсолютный близнец девушек из рассказов о пионерах-героях. А среди реалистичных романов для детей популярным становится псевдо-исторически-бытовой, с героиней, мечтающей стать ученой или писательницей, (эдакая комедия положений — чистые гостиные, а тут она со своими пробирками и жуками, какая гадость).

Сильная девочка-героиня за всего двадцать лет стала клише, легко воспроизводимым, но ещё не надоела. Книги читают все, девочки и мальчики. Мальчики доверяют сильным девочкам-героиням, но что же девочки — хотят ли они стать такой же как «она»?

Лектор: Марина Соломонова — педагог и исследователь детской литературы, заместитель директора Центральной городской детской библиотеки имени А. П. Гайдара.