ММСО-2021: цифровая трансформация и устойчивое развитие как основа высшей школы будущего

Московский международный салон образования прошел в гибридном формате на площадке «Крокус Экспо» и на коммуникационной digital-платформе «ММСО. Коннект» с 6 по 8 октября. Главная тема ММСО-2021 — «Границы новой реальности. Доверие. Диалог. Платформа». Представители всех уровней образования, органов государственной власти, эксперты и родители обсуждали изменения, происходящие в системе образования в условиях цифровой экономики в эпоху устойчивого развития.

НИТУ «МИСиС» традиционно принимает активное участи в работе салона. В этом году спикеры университета рассказали о формировании в университете цифровой среды и программе профессиональной навигации, развитии молодежного предпринимательства, поделились лучшими практиками вуза в области наставничества и патриотического воспитания.

Одна из дискуссий Московского международного салона образования была посвящена актуальным проблемам, с которыми высшая школа столкнулась в процессе формирования цифровой среды. Как отметил начальник управления информационных технологий НИТУ «МИСиС» Валерий Прокудин, можно говорить о трех глобальных трендах цифровизации университетов: существующий запрос на персонификацию образования и сервисов, которые доступны студентам, необходимость создания новых цифровых платформ и всеобъемлющего, сетевого взаимодействия с другими игроками рынка и социокультурный тренд.

«Мы все уже привыкли к тому, что нас окружают сервисы, которые доступны в режиме 24/7, и абитуриенты привыкли к персонализированному контенту. Если же говорить о смене парадигмы в университетах и у людей, которые находятся в этих университетах, то если ранее мы оперировали группами людей, будь то трудовой коллектив, или академическая группа студентов, то сейчас практикуется индивидуальный подход к каждому», — подчеркнул Валерий Прокудин.

Говоря о будущем высшего образования в цифровую эпоху, участники дискуссии «Цифровая трансформация высшего образования. Новая реальность: ожидания vs действительность» отметили, что для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, университетам недостаточно просто реагировать на существующие вызовы, необходимо смотреть вперед и работать на опережение.

При этом, как отметил Александр Каплевский, координатор по работе с технологическими компаниями Университета 20.35, одна из важнейших задач вузов — мотивировать студентов учиться, бросать вызов самим себе.

Однако, отмечают эксперты, среди основных вызовов, с которыми сталкиваются университеты, помимо цифровизации, это запрос на трансформацию от реального сектора экономики в соответствии с концепцией устойчивого развития. В рамках сессии «Подготовка студентов и молодых специалистов. Компетенции устойчивого развития — что это такое?», участники обсудили, каким должно быть высшее образование, чтобы соответствовать принципам устойчивого развития и какими компетенциями должны обладать управленцы будущего.

Трансформация традиционных отраслей, таких как металлургия и горное дело, в соответствии с повесткой устойчивого развития, ставит перед высшей школой задачу формирования новой научной и образовательной повестки.

«НИТУ „МИСиС“ достаточно известен в традиционных областях, таких как металлургия, горное дело и сейчас эти отрасли активно трансформируются в соответствии с запросами нового времени. Наш университет известен как национальный лидер взаимодействия с горно-металлургическими предприятиями, и сейчас от них поступает запрос на специалистов, способных разобраться с собственной природоохранной повесткой предприятий, отвечать на вызовы, которые с которыми сталкивается промышленность, и взаимодействовать с государством по вопросам устойчивого развития», — рассказал Александр Мясков, директор Горного института НИТУ «МИСиС».

Ситуация действительно меняется, особенно для предприятий сырьевого сектора, соглашается директор по связям с инвесторами ПАО «МТС» Полина Угрюмова. По ее словам, инвесторы охотнее вкладывают деньги в компании, соответствующие принципам экологического, социального и корпоративного управления. Соответственно, компании заинтересованы не только в привлечении молодых специалистов, обладающих компетенциями, соответствующими концепции устойчивого развития, но и в развитии таких компетенций у опытных менеджеров. Это подтверждают и слова Александра Мяскова, который отметил, что на магистерской программе «Управление природоохранными инновациями» в НИТУ «МИСиС» обучаются, в том числе, действующие сотрудники крупнейших российских компаний, таких как СУЭК и Сибур.

Поскольку подготовка специалистов нового времени начинается еще за школьной партой, в НИТУ «МИСиС» открыто Студенческое научное общество. Как отметил председатель СНО университета Александр Чубрик, это именно та организация, которая погружает студентов и будущих абитуриентов в актуальную научную повестку, в том числе, в области устойчивого развития, и помогает им реализовать как научные, так и социальные проекты, направленные на поддержание данной повестки.

При этом для подготовки успешных выпускников недостаточно их вовлечь в образовательный процесс и мотивировать к исследовательской деятельности. Важность внеучебной работы обсудили на сессии «Воспитательная работа как часть образовательного процесса в вузах», организованной Департаментом государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России.

«Самое главное — это та среда, которая существует в университете. У студента должна быть возможность сходить в вузе на лекцию известного ученого, на концерт классической музыки, принять участие в каком-то проекте, поработать в коворкинге над каким-то кейсом. То есть, должна быть палитра возможностей. Конечно, здесь очень важна связка учебной и внеучебной деятельности», — уверен Дмитрий Хорват, начальник Управления культуры и молодежной политики НИТУ «МИСиС».

Но работа со студентами должна начинаться с абитуриентов. В рамках сессии «Университеты. Взгляд на будущих студентов из начала учебного года» руководители приемных комиссий четырех российских вузов рассуждали, какой должна быть проф навигация в университетах, чтобы способствовать профессиональному развитию и реализации абитуриентов в будущем.

«Я считаю, что довузовская подготовка — это некий мостик, переход во взрослую жизнь. Находясь в школе, ученики чувствуют себя под опекой, а принятие решения о выборе вуза для поступления — это большая личная ответственность. Для того, чтобы абитуриентам было проще выбрать будущую профессию, мы проводим профнавигационные мероприятия. Со школьной скамьи у ребят есть возможность побывать в лабораториях, пообщаться с учеными и понять, что их ждет, если они выберут профессию инженера», — отметила директор центра профессиональной навигации и приема НИТУ «МИСиС» Мария Баранова.

Кроме того, эксперты обсудили, как изменились абитуриенты и сам процесс приема за последние два года. Проректор по молодежной политике МФТИ Денис Дмитриев отметил, что в то время, как личного контакта стало меньше и вузам пришлось организовать дистанционную работу с поступающими, появилось больше возможностей взаимодействовать со школьниками из регионов и предоставлять им необходимую информацию.

Мария Баранова подчеркнула, что абитуриенты стали чаще интересоваться, какой процент объема подготовки занимает та или иная дисциплина, что говорит о желании сделать осознанный выбор и получить необходимую для достижения целей информацию.

Отдельно специалисты отметили рост числа молодых людей, интересующихся предпринимательством. На сессии «Молодежное предпринимательство в вузах: акселераторы, инкубаторы, проектные интенсивы», эксперты обсудили эффективность инструментов, направленных на помощь студентам в реализации их амбиций и целей в сфере бизнеса. С точки зрения Альберта Ефимова, руководителя кафедры инженерной кибернетики НИТУ «МИСиС», вице-президента Сбера, важно уходить от формата олимпиад с заранее решенными задачами и известными ответами в сторону хакатонов с реальными кейсами:

«Решать задачу, которую до тебя уже кто-то решил, — скучнейшее действие. Я очень люблю хакатоны за то, что компании дают задачи, которые для них до этого никто не решал, и они даже не знают, каким может быть решение. И, если наши ребята с ними справляются, причем, лучше остальных, они невероятно круты!», — отметил Альберт Ефимов.

Проректор по образованию Университета 20.35 Екатерина Любимова добавила, что на сегодняшний день ключевой вызов — заинтересовать бизнес в том, чтобы на конкурсах студенческого предпринимательства давать участникам реальные, а не учебные кейсы.

По мнению спикеров, главное — это не организационная структура и инициативы, стимулирующие студентов открывать стартапы, а люди, реально работающие над своими проектами и мечтающие воплотить в жизнь свои идеи.

Тем важнее, чтобы современный университет был «вузом полного цикла», и способствовал реализации потенциала студентов как в течение учебы, так и после. Вопрос трудоустройства молодых специалистов обсуждался на панельной дискуссии «Центры компетенций: интеллектуальный университетский пояс России». Важную задачу любого вуза — подготовить специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, — помогают решать сегодня центры компетенций. Проект центров компетенций АНО «Россия — страна возможностей» имеет потенциал стать точкой развития необходимых навыков и качеств на базе ведущих вузов по всей стране. Ряд университетов уже активно включились в программу, и большое количество ректоров ожидают открытие таких центров в будущем.

«Одна из самых частых проблем, о которых говорят как работодатели, так и выпускники вузов — это трудоустройство, с одной стороны, и поиск грамотных кадров — с другой. Если этот проект поможет наиболее качественно соединить потребности одних и желания других, то это отразится в дальнейшем итоге на благополучии страны», — отметил генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров.

РСВ опросила 300 работодателей, которые сказали, что сейчас выпускникам не хватает самых разных компетенций. При выходе из вуза мы можем увидеть только оценки, а увидеть насколько он устойчив и целеустремлен, мы не можем. Создание центров должно решить эту задачу они нацелены на выявление и формирование необходимых навыков у студентов. По словам Алексея Комиссарова, задача центров компетенций заключается в том, чтобы студент еще во время обучения мог проверить, какие компетенции у него развиты сильнее, а какие требуют большего внимания, и, при необходимости, «подтянуть» слабые. А работодатели смогут подобрать подходящие для решения задач организации кадры, сэкономив время и ресурсы на проведение тестирований по определению надпрофессиональных компетенций.

«Каждый университет имеет партнеров, с которым разрабатывается компетентная модель выпускника. Сейчас требования таковы, что компаниям мало просто подготовленного специалиста, им важно чтобы он был пользователем цифровых продуктов и обладал определенными навыками», — подчеркнула ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.


Поделиться