ТОП-НАУКА. Первый научный хит-парад от НИТУ МИСИС

Медийная десятка декабря: треск печени и другие праздничные симптомы.

«Фантастические твари» обокрали создателя «Чебурашки», яд кобры борется с раком, метеориты, землетрясения и беспилотники — все это и многое другое в хит-параде самых медийных научных разработок российских ученых.

10

«Хочешь похудеть — спроси вселенную как!»

Открывает наш декабрьский хит-парад совместное исследование ученых МФТИ, Института ядерных исследований РАН и Новосибирского государственного университета, результаты которого были опубликованы в журнале Physical Review D. Это, кстати, единственная теоретическая разработка, попавшая в хит-парад. Темная материя вселенной «худеет», заявляют российские физики — именно распадом части темных частиц и объясняются известные странности в астрофизике, в частности: почему постоянная Хаббла имеет разные значения в близких и далеких от нас районах вселенной. Правда, темпы подобного «похудения» вряд ли устроят современных модниц — если выводы исследователей верны, то темной материи удалось «похудеть» всего лишь на 2-5% за 13,8 миллиардов лет.

10 место, 60 публикаций

9

Два макета и вот это...

Тема беспилотных автомобилей остается одной из самых популярных в российской науке. Ученые Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) создали два макета радара для первого российского беспилотного грузовика и пообещали до конца года передать их для испытаний КамАЗу. Как подчеркнул ректор вуза, университет создает собственную разработку, а не аналог зарубежных образцов. По завершении испытаний, которые пройдут в 2017 году на территории КамАЗа, ученые ТУСУРа приступят к созданию компактного прототипа радара, который затем будет готовиться для серийного производства.

9 место, 64 публикации

8

«С неба звездочка упала...»

На восьмом месте — небесные гости. Челябинские метеориты настолько суровы, что и спустя четыре года после падения вызывают стабильный интерес аудитории. На сей раз сотрудники Физико-технологического института УрФУ восстановили этапы «жизни» метеорита «Челябинск», ставшего «звездой» YouTube в феврале 2013 года. Впрочем, останавливаться на достигнутом уральские ученые не собираются. Медийный выхлоп от исследования метеоритов оказался настолько мощным, что специалисты из УрФУ уже анонсировали изучение «метеорита Яраткулова», упавшего на территории Челябинской области в начале XX века.

8 место, 68 публикаций

7

Сетевые предсказания

А теперь перенесемся с Урала на Дальний Восток — именно оттуда пришла следующая научная разработка, активно растиражированная средствами массовой информации страны. Речь идет о новом способе предсказания землетрясений, предложенном учеными Дальневосточного федерального университета. Они предлагают развернуть в России сеть реперных станций, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга и способных измерять свое положение относительно друг друга с высокой точностью. Суть метода в том, что перед землетрясением высота поверхности над уровнем моря в районе будущих толчков, как правило, серьёзно меняется, что служит предвестником сейсмического движения. Вот эти изменения и будут фиксироваться сетью станций. Метод интересен, но уж больно затратен, и недалеко ушел от известных советов ученых по поимке льва в пустыне.

7 место, 70 публикаций

6

Яд для рака

На шестом месте — яд индийских кобр борется с раком. Коллективом исследователей из Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (Москва) совместно с коллегами из университета Тезпура (Индия) создан гибридный препарат на основе альфа-нейротоксинов, полученных из яда кобры, и полупроводниковых наночастиц. С помощью нового препарата можно эффективно выявлять границы раковой опухоли в организме, используя уникальное свойство этого гибридного соединения — избирательное взаимодействие с определенным «маркером» болезни. Сцепка «нейротоксин- наночастицы » попадает с кровотоком в пораженный орган и обозначает всю зону опухоли за счет яркой флоуресценции наночастиц. Опухоль начинает светиться при облучении невидимым глазу ультрафиолетовым светом.

6 место, 71 публикация

5

Пациенты и реципиенты

За экватором хит-парада нас встречает исследование Высшей школы экономики, основные положения которого были изложены в отзыве на проект бюджетного прогноза России до 2034 года и направлены в Министерство финансов. Согласно выводам экспертов Национального исследовательского университета ВШЭ, в ближайшие 20 лет население начнет доплачивать государству за медицинские услуги, так как власти не смогут полностью финансировать здравоохранение. Главная причина — демографическая, к 2034 году трудоспособное население России сократится на 4,4 млн человек, а количество пенсионеров вырастет на 5 млн. В Минздраве уже заявили, что не согласны с выводами ВШЭ, так как бюджет ФОМС будет расти в абсолютных цифрах вместе с ростом ВВП.

5 место, 75 публикаций

4

«Отличается умом и сообразительностью»

И вновь с нами томский ТУСУР — ученые университета систем управления и радиоэлектроники уже второй раз прорываются в призовую десятку. На сей раз — с выводами разработанной в ТУСУР программы антиплагиата. В нее загрузили сюжет ленты «Фантастические твари и где они обитают», и, поразмыслив, программа сообщила, что он на 90% совпадает с содержанием советского мультфильма Романа Качанова «Тайна третьей планеты», снятого в 1981 году. Совпадает количество основных персонажей и их взаимосвязи, совпадает основная идея — поиск фантастических животных. Ньют Скамандер — это профессор Селезнев, Ковальский — капитан Зеленый, а Порпентина — Алиса. В феврале 2016 года сотрудники ТУСУР уже заявляли, что содержание первого фильма фантастической саги «Звездных войн» на 96% копирует киносказку Александра Роу «Кащей Бессмертный», снятую в 1944 году.

4 место, 75 публикаций

3

Malaya Arnautskaya Production

Вот мы и добрались до призовой тройки. «Бронза» — у исследования НИУ ВШЭ, проведенного по заказу содружества «Русбренд». Согласно выводам ученых, общий объем оборота нелегальной продукции на потребительском рынке РФ в 2015 году составил примерно 2,5 триллиона рублей. Причем самая большая доля контрафакта (около 40%) зафиксирована на рынке алкоголя, на втором месте изделия легкой промышленности (около 35%), рынок парфюмерии и косметики «разбавлен» впятеро — доля подделок составляет около 20%.

3 место, 81 публикация

2

Пеллеты для ядерного реактора

«Серебро» уходит на Дальний Восток, к сотрудникам Школы естественных наук Дальневосточного федерального университета и Института химии Дальневосточного отделения РАН, которые разработали, по их словам, не имеющий аналогов в мире способ изготовления ядерного топлива для атомных реакторов — с помощью электричества. Основным видом топлива для реакторов являются таблеточные уран-оксидные композиции, которые получают из порошка путем грануляции, прессования и спекания. Приморцы же предложили альтернативный способ производства, который лежит в основе порошковой металлургии — электроимпульсное спекание под давлением.

2 место, 86 публикаций

1

Печень всему голова

И вот, наконец, «золото», которое без вариантов отходит ученым Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. Дело не только в значительном отрыве от ближайшего преследователя, пресс-службе «Сеченовки» удалось, казалось бы, невозможное: выпустив свой пресс-релиз за день до нового года, 30 декабря, они не только завоевали своему университету переходящий кубок самой медийной научной разработки, но и уставили новый рекорд — 116 перепечаток в день публикации. Как им это удалось? Идеально был выбран момент для публикации релиза. Когда еще, как не накануне Нового года, сообщать о разработке препарата, способного спасти печень от вредного воздействия алкоголя и других токсических веществ? Есть ли что-нибудь актуальнее для русского человека в эти дни? Увы, но волшебная таблетка, которую нужно будет принимать в ситуациях повышенной нагрузки на печень, должна появиться на рынке только через 3-5 лет, ученым еще нужно провести доклинические испытания этой формы.

1 место, 121 публикация

Оставайтесь с ТОП-НАУКОЙ — и меньше чем через месяц вы узнаете о самых популярных научных разработках января.