С сентября 2015 кафедра иностранных языков и коммуникативных технологий запустила новый проект по модернизации обучения иностранному языку в специалитете Горного института. Академический координатор программы Татьяна Ваничева рассказала о внедрении компетентностного подхода к изучению английского для студентов горных специальностей.
Татьяна Васильевна, расскажите, и в чем суть компетентностного подхода к изучению английского языка?
— У нас в Горном — стандартная интенсивность обучения языку: одна пара в неделю, классический вариант для технического университета. И перед нами стояла задача выбрать оптимальную форму обучения, чтобы студенты максимально освоили язык, а преподаватели могли успеть дать базовые знания. Мы остановились на компетентностной модели, основанной на международных стандартах. В преподавании иностранных языков широко используются стандарты, заданные Общеевропейской шкалой языковых компетенций. Шкала представляется собой уровни владения языком, описанные через языковые компетенции, так называемые «can-do statements» или описание результатов приобретённой компетенции. Шкала разбита на уровни, начиная от начиального (А1) и заканчивая продвинутым (С2). Эти уровни универсальны и предусмотрены для любой страны и культуры. И, естественно, когда мы обозначали результаты обучения, мы ориентировались на эту рамку. Стандарты мы использовали международные и стремились к объективности.
Наши преподаватели составили список требуемых результатов обучения, и выбрали всего несколько тем, которые студенты должны проработать, чтобы получить эти результаты в течение года. Мы сконцентрировались на тех темах, которые пригодятся студентам в реальной жизни. В первом семестре мы обучали студентов писать и говорить о себе, своей академической жизни и об университете в целом. Мы добивались того, чтобы студенты развивали все четыре речевых навыка: чтение, письмо, устная речь и понимание на слух. В течение этого семестра мы начали писать с ребятами небольшие абзацы, которые в конце года составят мотивационное письмо. Научившись это делать, студенты смогут участвовать в академических программах обмена, подав свое мотивационное письмо в составе заявки. Пока большинство студентов Горного института с трудом представляют себе возможности, которые открывает для них уверенное владение английским языком. Поэтому составление мотивационного письма — это шаг к тому, чтобы осознать свои возможности в дальнейшей академической и профессиональной жизни и повысить мотивацию к изучению английского языка.
— Получается, что новая программа изучения английского языка носит практический характер и не оторвана от академической жизни студентов?
— Да. Поскольку мы ограничены по времени одной парой в неделю, мы решили сделать курс максимально практичным и полезным для студентов в их дальнейшей учебе и карьере. Но нам предстоит еще работать и работать. Многие студенты старших курсов не готовы к этой системе, потому что они привыкли работать с минимальными усилиями: открыл, перевел текст, выполнил упражнение, получил оценку. Первокурсникам, которые не изучали английский раньше, наша программа дается тяжело, особенно иностранных студентам. Им бывает тяжело справиться с основными предметами на русском языке, а тут еще английский. Программа для таких ребят — серьезное испытание, и мы рады, что они стараются справиться.
— Какие- то вспомогательные ресурсы для освоения программы есть?
— Да. Мы создали онлайн-платформу, где студенты делают письменные задания. Мы сейчас продолжаем над ней работать, чтобы там можно было проходить не только тесты, но и использовать ее как внутренний ресурс, добавив полезные пособия, словари, то есть максимально ее оживить, чтобы ребятам было интересно с ней работать.