Сочетание практических заданий с теорией позволило слушателям по-новому взглянуть на распределение и управление своими временными ресурсами. Запрос на освоение технологий тайм-менеджмента появился давно в связи с многозадачностью и высоким темпом работы преподавателей в НИТУ «МИСиС». Тренинг для своих коллег блестяще провела руководитель программы бакалавриата по направлению «лингвистика», доцент кафедры ИЯКТ Екатерина Николаевна Щавелева. В его основу были положены идеи Г. Архангельского, Стивена Кови и других авторов.
«Временем мы не можем управлять, мы можем управлять только собой во времени. Время — единственный ресурс одинаковый для всех. И то, как мы им распоряжаемся, зависит от нас», — отметила в начале семинара Екатерина Николаевна.
Содержательная часть тренинга была условно поделена на несколько блоков, каждый из которых, является важной частью тайм-менеджмента: целеполагание, расставление приоритетов, делегирование и контроль. Каждый из блоков был насыщен практическими заданиями, которые могут быть эффективно использованы в практической деятельности преподавателей.
Лектор предложила начать работу с того, что каждый определит цель своей профессиональной деятельности, ответив на вопрос, зачем он трудится.
«Говоря о грамотном целеполагании, можно выделить технологию смартирования. SMART — аббревиатура, которая описывает, какой должна быть цель, — пояснила Екатерина Николаевна, — конкретной, измеряемой, достигаемой, реалистичной и привязанной ко времени и прежде всего согласована с самим собой. Чтобы цель отвечала технологии SMART нужно формулировать ее как позитивное утверждение, например, не «снизить число двоечников», а «повысить число отличников на 20% к концу семестра».
В качестве метода постановки цели была также рассмотрена пирамида Франклина. «В этой модели мы идём от общего к частному. Сначала ставим глобальную цель, исходя из наших ценностей, — генеральный план, потом составляем долгосрочный план — на
Следующий раздел, которого коснулись на тренинге — это планирование и расстановка приоритетов. Преподаватели узнали о правиле шести П: «Правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели» и расстановке приоритетов с помощью квадрата Эйзенхауэра, который позволяет разделить все задачи по критериям важности и срочности. Также был рассмотрен метод АБВГД, который заключается в том, что А — самая важная, Д — то, что можно вообще не делать. И главное правило: задача Б не может быть выполнена, пока не реализована задача А и т.д. «Однако не нужно забывать, что у каждого человека индивидуальные критерии расстановки приоритетов. Но всегда надо оценить, прежде чем начинать работу, действительно ли задача так важна», — отметила Екатерина Николаевна.
Коснувшись вопроса делегирования, лектор отметила, что у русских с этим сложно, так как чаще россияне руководствуются правилом «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Но, если заранее проговаривать основные соглашения делегирования можно гораздо эффективнее выстроить свою работу.
Основные помехи на пути успеху — поглотители времени, которых может быть сколько угодно, но чаще всего, к ним относится выполнение ненужных дел, исполнение чужих обязанностей по просьбе, нерациональная трата времени, трата чужого времени.
Чтобы не застревать на одном и том же и успешно выполнять все намеченные задачи, эффективный тайм-менеджер делит задачи на мелкие и рутинные — «лягушки» и большие и долгосрочные — «слоны» и решает их исходя из этого. Отношение ко времени во многом зависит от жизненной позиции: реактивной или проактивной. Реактивный подход — обвинение обстоятельств и окружения в том, что задание было провалено. Проактивный — формирование своей жизни с полной ответственностью за свои поступки и понимание, что обстоятельства не важны. «Проективные люди понимают, что время ценный ресурс, что посеешь, то и пожнёшь. И выстраивают жизнь по своему сценарию, — подытожила Екатерина Николаевна. — Все, что мы делаем — это наш выбор. Откладывая дела на потом, вспомните девиз тайм-менеджмента: «А сегодня что для завтра сделал я?»