Выпускник магистратуры «Технологии и материалы цифрового производства» НИТУ «МИСиС» Александр Никитин создал прототип уникальной фары для мотоцикла, способной освещать дорогу в темноте пучком света углом в 120 градусов. Электроника, которой оснащена фара, позволяет видоизменять форму светового пятна в зависимости от наклона мотоцикла, тем самым снижая риск аварийных ситуаций в темное время суток.
Александр Никитин — студент второго курса единственной в России магистерской программы «Технологии и материалы цифрового производства», созданной на базе FabLab НИТУ «МИСиС». В июне 2017 года состоится первый выпуск магистратуры. В качестве дипломного проекта каждый выпускник должен будет создать новый инженерный проект, демонстрирующий высокий уровень владения современными инструментами разработки, отладки и изготовления новых продуктов.
Александр Никитин разработал прототип фары для мотоцикла, которая может адаптивно изменять угол освещенности дороги при повороте. В конструкции фары предусмотрены мощные светодиоды, которые обычно не применяются в мотоциклетных фарах, а также отражатели и собирающие линзы для формирования необходимого светового пятна при различных траекториях движения. Фара оснащена встроенной шторкой, которая видоизменяет форму светового пятна в зависимости от наклона мотоцикла.
«Идея создания такой фары возникла из-за такой проблемы: во время езды на мотоцикле световое пятно от фары обрезается особым образом, чтобы не слепить встречных водителей. При вхождении в поворот мотоцикл наклоняется, и в темноте свет фары падает не на дорогу, и видимость теряется. В созданную фару встроена шторка, которая открывает ее в зависимости от наклона мотоцикла. Таким образом, обрезанная граница света (так называемый „горизонт“) поднимается, и в рабочей зоне поворота появляется свет. По сути, принцип действия фары схож с принципом, действующим в сигвее», — рассказал идеолог-разработчик проекта и заядлый мотоциклист Александр Никитин.
Наклон фары обеспечивается за счет электронного микроконтроллера Arduino, в который вручную вводятся параметры максимального угла наклона фары и максимальный угол наклона мотоцикла, исходя из его технических характеристик. Фара состоит из двух линз — ближней и дальней (отвечающих за ближний и дальний свет соответственно), мощного светодиода, металлического корпуса, служащего одновременно и радиатором для охлаждения светодиодов, рефлектора-отражателя, рамы, скрепляющей светоотражатель и светодиод, и непосредственно самой шторки, формирующей необходимый световой поток.
Пока на рынке существуют только условные аналоги изобретению — у компаний BMW и J.W.Speakers, производящей высокоадаптивные фары. BMW, один из крупнейших производителей автомобилей, выпускает такие инновационные фары, однако их продукция подходит только для одной модели мотоциклов. Комплектация фары, разработанной специалистом НИТУ «МИСиС», универсальная и подходит для любого мотоцикла.
«Подобная технология поворотных фар реализована пока только в люксовых марках машин. И очень приятно, что аналогичное решение найдено для мотоциклов. Проблема неосвещенных участков дороги, особенно на поворотах, действительно существует, поэтому устранить её важно как с точки зрения безопасности мотоциклиста, так и с точки зрения комфорта вождения», — Андрей Артищев, создатель шлема дополненной реальности для мотоциклистов LiveMap.
В дальнейшем разработчик планирует использовать при производстве фар для мотоциклов метод компьютерного зрения, благодаря которому с помощью жидкокристаллической шторки в дождь будет увеличиваться видимость на дороге.
Среди других разработок Алексея Никитина — багажный кофр для мотоцикла, в состав оболочки которого входят углеволокно и арамидные волокна, обеспечивающие низкий вес и высокую прочность изделия.