Для этого создается особый робот
Создание лунного робота с особым, российским искусственным интеллектом... Более эффективные способы добычи воды из реголита... Необходимость разработки закона РФ, позволяющего отечественным частным компаниям вести добычу полезных ископаемых на ближайшем спутнике Земли. Об этом говорили во вторник члены Клуба космических горных старателей в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС».
В клубе — крайне неравнодушные к продвижению отечественных технологий ученые из Горного института, Томского госуниверситета и Томского университета систем управления и радиоэлектроники, а также представители частных заинтересованных фирм. Их «круглый стол» был посвящен двум аспектам.
Первым стало международное космическое право. Сегодня в сфере освоения космоса действуют два основных международных документа: договор о космосе 1967 года и соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, подписанное в 1979 году. Они говорят о том, что каждая страна имеет право на проведение исследований космоса, но ни одно государство не может присваивать себе какое-либо космическое тело или его богатства. Однако в 2015 году США подписали акт о космической конкурентоспособности, регулирующий добычу полезных ископаемых на астероидах. Согласно этому документу частные компании могут оставлять себе добытые в космосе ресурсы и государство не будет их изымать. В 2017 году аналогичную норму приняли в Люксембурге...
По мнению членов «круглого стола», эти самовольные национальные акты идут вразрез с вышеупомянутыми международными договоренностями. В России же, где нет аналогичных призывов к своим ученым, нет и инвесторов, готовых вкладываться в развитие «чего-то там далекого», да еще и запрещенного для добычи. Поэтому «старатели», собравшиеся в НИТУ «МИСиС», решили как можно быстрее создать проект своего российского закона.
— На Западе начались активные инвестиции в космическое горное дело, — говорит представитель Клуба горных старателей. — Мы тоже должны создать свой норматив, который, с одной стороны, не нарушал бы существующих запретов на вывоз космических ископаемых, с другой — позволил бы нашим специалистам наработать свой задел по технологиям.
Второй аспект беседы касался собственно технологий. Если в прошлом году «старатели» обсуждали тему создания искусственного лунного грунта и его анализатора, в этом пошли дальше — рассказали о прототипе лунного робота для добычи реголита и извлечения из него воды.
В реальности луноход будет перемещаться по лунному грунту и вести разведочное бурение. Для его прототипа «Луной» станет лаборатория Горного института НИТУ «МИСиС» в Москве, а центр управления полетом расположится в Томске. Сигнал из Томска на «Луну» (то есть в Москву) и обратно будет проходить через настоящий космический спутник связи, причем сигнал планируется искусственно задерживать, чтобы имитировать реальную межпланетную связь. Во время таких пауз луноход не будет простаивать — «свободное время» необходимо для принятия им самостоятельных решений.
— Представьте, что, перемещаясь по Луне, робот окажется перед глубоким кратером или камнем, а до прихода очередной команды с Земли еще десятки минут, — говорят создатели проекта. — На этот случай робот-луноход будет снабжен искусственным интеллектом, чтобы самому быстро принять максимально правильное решение.
Разработчики предполагают, что именно «мозги» прототипа и сделают его конкурентоспособным перед западными аналогами. Немаловажен также и небольшой вес их изделия, ведь доставка каждого кг на Луну стоит 30 тысяч долларов.
Наряду с этим ученые планируют опробовать технологию по плазменному «испарению» горной породы. В результате такого «испарения» образуется вода и интраметаллиды (химические соединения двух и более металлов), которые можно использовать как порошки для 3D-принтеров.
По словам ученых, эту технологию можно применять прямо на космических объектах (например, на астероидах и Луне) и получать материалы для создания космической инфраструктуры: складов, заводов, поселений. К слову, наши технологии по получению воды из реголита по эффективности уже опережают американские в тысячи раз.
Наталья Веденеева