Студентам разрешат вести школьные кружки и официально получать зарплату за свою работу. Законопроект, разработанный министерством просвещения, прошел общественные обсуждения и может быть принят уже этой весной. А это значит, что самые талантливые и мотивированные студенты смогут прийти в школу не только на практику, но начать работать по профессии.
— Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ», сегодня к педагогической деятельности могут быть допущены только люди с высшим или средним профессиональным образованием, — рассказал «РГ» директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов. — С этой точки зрения, даже вести школьный кружок в свободное от учебы время студент права не имеет. Причем не важно, получает ли он педагогическую специальность, или какую-либо другую. Главное условие — диплом. Новый законопроект дает возможность вводить особый порядок допуска студентов к работе с детьми. В первую очередь, конечно, предполагается задействовать их в программах дополнительного образования.
Конкретные условия, на которых школа сможет нанимать на работу студентов, будут определены позднее: их установит Минтруд вместе с Минпросвещения и Минобрнауки.
— Речь не о том, чтобы заместить педагогов со стажем сотрудниками без высшего образования. У кого-то из ребят это станет первым рабочим местом на два-три часа в неделю, интересным опытом, а кто-то останется в образовании на долгие годы, — говорит заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина.
Есть и еще важный момент: многие студенты параллельно с учебой активно работают репетиторами, просто размещая объявление в интернете. Возможно, новый законопроект подтолкнет ребят «выйти из тени» и работать с детьми на легальных основаниях. Тем более, что во многих других профессиях работать по специальности, начиная со второго-третьего курса — вполне обычное дело. Например, толковые студенты журфаков устраиваются в СМИ задолго до получения диплома.
При этом во многих вузах студенты занимаются со школьниками: проводят олимпиады, конкурсы, хакатоны... Однако официально это не считается педагогической деятельностью. И зарплату, как педагоги, студенты не получают.
К примеру, Елизавета Тимохина, студентка 5 курса Политехнического университета им. Р.Е. Алексеева (Нижний Новгород) сейчас завершает курсы повышения квалификации и одновременно работает в детском технопарке «Кванториум». Все началось с того, что ее младшие братья начали заниматься в детском клубе Кулибин Университета Лобачевского, и девушка решила стать их научным руководителем. На следующий год учеников у Елизаветы прибавилось: она вела уже несколько учебных исследовательских работ по технике и физике. Сегодня ее воспитанники занимают призовые места на региональных и всероссийских конкурсах исследовательских работ и проектов для дошкольников и учеников младших классов.
Комментарии вузов — участников Проекта 5-100:
СФУ:
— В Музее занимательных наук СФУ студенты старших курсов (химики, физики, геологи) выступают в роли тьюторов, знакомят школьников с экспонатами, демонстрируют законы физики, ставят несложные, но яркие химические опыты, — говорит первый проректор СФУ Павел Вчерашний. — Старшеклассникам проще задать интересующий их вопрос тому, кто выглядит лишь немного старше. Кружок по робототехнике для школьников младших классов у нас тоже ведет студент, и отзывы родителей отличные, а главное сами школьники продолжают интересоваться инженерным делом. Еще один интересный кейс — это проект «Учебный ассистент». Преподаватель выбирает себе помощника — студента
ТПУ:
— Томский политех не просто поддерживает эту инициативу, а уже давно и активно включает студентов в работу со школьниками. Во-первых, студенты сами вчерашние школьники и разговаривают с ними на одном языке. Во-вторых, для самих студентов выступать в роли преподавателей и тьюторов — это интересный опыт, развитие важных сегодня soft skills. Работа с детьми дает студентам возможность на практике применить знания, полученные за время учебы, — говорит проректор по внешним связям ТПУ Лилия Кирьянова. — Весной студенты в рамках проекта «Юный инженер» посещают школы, в том числе в удаленных поселках, с выездными инженерными мастер-классами, а летом для школьников проходит профильная смена.
В итоге студенты и школьники вместе собирают полезные и интересные гаджеты. Среди разработок: браслет «АнтиЛень», который стимулирует своего владельца не сидеть на месте и предлагает разные «активности»; «умный» ночник, который автоматически выключается, когда человек засыпает; «Безопасный пешеходный переход» — устройство, которое улавливает приближение человека и подсвечивает «зебру», предупреждая водителя о пешеходе; проект экологического электрического самоката «Wall-e», оснащенного системой помощи водителю для высокой проходимости и другие.
ТГУ:
— Одна из проблем, которая обсуждалась в течение последних двух лет, это невозможность официального трудоустройства студентов, их участие в образовательных программах для школьников. Нам действительно необходимо, чтобы сильные студенты, особенно магистранты или бакалавры старших курсов, были включены в профильное обучение детей, в программы дополнительного образования по направлениям Национальной технологической инициативы, — говорит зампроректора по учебной работе ТГУ Елена Суханова. — 90% участников проекта ТГУ «Педагогический десант» — это наши студенты, которые еще учатся на бакалавриате и в магистратуре и которые хотят либо уже сейчас работать со школьниками в программах университета, либо предполагают работать в школах.
СПбПУ:
— Как правило, в школах сейчас не преподают труд, но есть потребность вернуть этот предмет в новом облике: техническое творчество, проектная деятельность и работа на современных ЧПУ... В некоторых школах такие занятия уже ведут студенты Политеха. Например, в лицее № 144 и в Центре внешкольной работы Калининского района Санкт-Петербурга, — говорит специалист Центра научно-технического творчества молодежи «Фаблаб Политех» СПбПУ Андрей Долгирев. — Но на данный момент желающие преподавать студенты должны отучиться на педагога дополнительного образования.
НИТУ «МИСиС»
— Не секрет, что сегодня работать в школу идут преимущественно выпускники педагогических вузов. Эту ситуацию необходимо менять, создавая условия, при которых в систему среднего образования будут приходить специалисты, получившие техническое, естественно-научное и другое образование. Опыт нашего университета показывает, что многим студентам интересна педагогическая деятельность и идеальным «внедрением» их в школы могут стать практики и стажировки еще во время учебы в вузе, которые позволят осознанно подойти к выбору профессии школьного учителя, — говорит проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС» Вадим Петров. — В НИТУ «МИСиС» порядка 30 бакалавров и магистрантов работают со школьниками в рамках проекта «Инженерный класс в Московской школе» и проведения проектных смен во всероссийских детских центрах, с которым сотрудничает университет. Для каждого проекта в университете формируется команда, в которую включаются студенты. Под руководством опытных педагогов они проводят для школьников мастер-классы и семинары, читают лекции, организуют кружковую и проектную работу. Все обучающиеся университета обязательно проходят повышение квалификации, прежде чем приступить к работе со школьниками.
СПбГЭТУ «ЛЭТИ»:
— Для ЦО «Кудрово» и других школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области мы проводим множество мероприятий в течение учебного года с привлечением студентов и аспирантов университета, — говорит руководитель центра «Абитуриент» СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Ольга Кучерова. — Как показывает опыт, студенты легче находят общий язык со школьниками, заражают их своим интересом к специальности. Ребята не стесняются задавать вопросы студентам, в отличие от маститых преподавателей, а сами студенты, совсем недавно закончившие школу, лучше понимают проблемы ребят на