Точка опоры: как первокурсникам адаптироваться к новым условиям учёбы

Вот и настал день, когда вчерашние школьники шагнули в новый этап — стали студентами вузов. Всех их ждет длительный процесс адаптации. Университет — более сложная организационная структура в отличие от школы. О том, как справиться с неуверенностью при знакомстве с одногруппниками, наладить коммуникацию и влиться в новый коллектив рассказала клинический психолог, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, сотрудник психологической службы «Точка опоры» НИТУ МИСИС Галина Ратманова.

В университете можно раскрыть свой потенциал, освоить профессию, найти единомышленников или отношения. Если вы оказались здесь, значит у вас достаточно способностей и навыков, чтобы пойти по выбранному пути. Как правило, у первокурсников много фантазий о том, что преподаватели — это такой большой всезнающий «другой», который смотрит и оценивает: «А не самозванец ли ты, а не зря ли здесь оказался»? Но никакого «другого» нет, есть такие же люди. Нужно понимать, что вуз не существует, если в нем нет студентов. Преподавание, совместное исследование — это удовольствие для всех участников процесса. Если у вас горят глаза — ошибки прощаются. Сложно — не значит непосильно.

Первое время будет сложно не испытывать ностальгию по школьным временам. Первокурсники тоскуют по семье и школьным друзьям, но это не означает, что их новая жизнь не подходит им или не нравится. Любое развитие требует отказа от части предыдущих отношений и усилий по построению нового. Попытка убежать от грусти и тоски по расставанию с прошлым заберет большое количество энергии, которое могло бы пойти на построение новой жизни. Секрет в том, чтобы разрешить себе испытывать разные чувства: и тоску по прошлому, и радость от нового. Ваши отношения с родителями и друзьями изменятся — но кто сказал, что вам это не понравится?

Успевать все и сразу можно, но, как правило, не долго. Распространенное заблуждение, что существует некая система, по которой можно прожить жизнь, все успеть и ни разу не споткнуться. Своеобразное пособие «Как стать суперменом» — предмет вымышленный. Универсальные рецепты не работают на длинной дистанции. У людей есть бессознательные силы и влечения, и, нравится нам это или нет, иногда человек действует вовсе не так, как запланировал. Пробуйте все, что вам нравится, в процессе приоритеты расставятся сами собой. Если вам казалось, что важнее всего сдать сессию на «отлично», а по факту вы провели год, занимаясь, например, выстраиванием дружеских отношений — скорее всего, в моменте именно друзья были для вас нужнее и важнее. Психика не ошибается и направляет ресурсы на нужное здесь и сейчас. Поэтому не переживайте, станете отличником на следующей сессии.

Тайм-менеджмент — обычный навык, который можно приобрести. Пока вы жили с родителями, учились в школе — семейная и школьная системы распределяли время за вас. Расписание создавало внешний каркас. В период обучения в вузе человек сталкивается с тем, что свое время нужно организовывать самому. Это новый навык, а любое новое требует время на освоение. Не стоит ожидать от себя слишком много, например, что сразу получится. Будьте готовы к периодам, когда, казалось бы, вы вошли в режим и держитесь в нем уже неделю, месяц, полгода — и вдруг опять откат, опоздания, прокрастинация. Важно помнить, что регресс — часть прогресса и нашей жизни. Нормально, если вы столкнулись с неудачей в виде неспособности контролировать самого себя. Вы со всем справитесь, главное пытаться дальше.

Финансы — один из важных факторов реальности. Во многих вузах сложная для освоения программа, которая на первых порах не совместима с полноценной работой. Но получить дополнительную финансовую поддержку всё же можно. Например, студенты могут претендовать на государственные и именные стипендии своего вуза. Такая мера ежемесячной поддержки доступна активным студентам, проявившим себя в образовании, науке, творчестве, волонтерстве.

В новых условиях студент не знаком ни с коллективом, ни с окружающей средой. Здесь один из самых главных страхов и источников тревоги выходит наружу. Не секрет, что существует социально одобряемая экстраверсия, то есть общительность, энергичность и легкость в привлечении внимания. Это, правда, хороший навык. Но не ошибусь, если скажу, что это редкий дар. «Душой компании» в студенческой группе будут единицы, их можно буквально пересчитать по пальцам одной руки. Абсолютное большинство будут волноваться так же как и вы. Помните, что это абсолютно нормально. Люди выбирают разные стратегии, чтобы влиться в коллектив: одни склонны больше шутить и таким образом обращать на себя внимание, другие стараются «закрыться», чтобы никто не догадался, насколько на самом деле они нуждаются в общении. Самый простой способ наладить коммуникацию — начать общаться на нейтральную тему. Можно обсудить учебу, увлечения, возможности университета, спланировать совместную деятельность, а может и поездки. Огромный плюс вуза по сравнению со среднестатистической школой в том, что это неагрессивная среда, нацеленная на развитие и творчество. Здесь собираются люди, объединенные общей целью — получить специальность. Влиться в уже сформированный коллектив, например, хакатон-клуб и театральный кружок на фоне общих интересов несложно. Надо просто прийти.

Студенчество — часть жизни со своими трудностями. С чем-то человек может справиться сам, но что-то решит только при поддержке. Главное не стесняться просить о помощи. Людям на самом деле нравится помогать друг другу, они делают это по своим внутренним причинам. В вузах есть специальные программы, которые помогают первокурсникам. Например, в Университете МИСИС разработан адаптационный проект «Погружение». При помощи системы наставничества и кураторства старшекурсники и преподаватели в течение 100 дней знакомят первокурсников с миром университета, поддерживают связь, проводят встречи, делятся опытом, разрешают конфликты. Благодаря программе лекций, тренингов и выездов студенты быстрее знакомятся и находят общие интересы. Например, наш магистрант Александр Куликов в первый год учебы на бакалавриате прошел эту программу, в 2020 году стал наставником, а еще через четыре года выиграл грант и сам организовал «Школу наставников». Таким образом, мы передаем опыт от поколения к поколению, создаем увлеченное комьюнити, сохраняем традиции нашей альма-матер.

Поделиться