Проекты магистратуры ArtTECH — на фестивале-форуме «Территория будущего. Москва 2030»

Проекты преподавателей и выпускников магистратуры НИТУ МИСИС «Технологическое искусство» (ArtTECH) стали частью фестиваля технологического прогресса «Облачные города» в рамках форума «Территория будущего. Москва 2030». Мероприятие проходит в новом кампусе Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана до 14 сентября.

Первый проект от выпускников ArtTECH 2025 года Даниила Сладкова и Яники Колобаевой, представленный на выставке, — интерактивная инсталляция с AI-механиками «Знакомьтесь, Толик vol.3». Это интерактивный персонаж, управляемый искусственным интеллектом. Он слышит, видит, говорит и учится в диалоге. Его характер складывался в живом общении со зрителями: сначала в текстовом формате — в первых версиях проекта, а теперь в полной «телесной» форме с использованием роборуки. В версии 3.0 Толик обрёл тело: экран с мимикой, промышленную роборуку, выезжающий микрофон. Кураторами молодых художников выступили LYM ART — создатели арт-проектов для крупнейших международных фестивалей в России и лауреаты премий BEMA! и «Событие года». Они второй год выступают индустриальными партнерами магистратуры ArtTECH, предоставляя свое световое и роботическое оборудование для занятий и прохождения практики студентов.

Второй арт-объект, представленный на выставке медиаискусства «Культура кода», от преподавателей магистратуры «Технологическое искусство» Евгения и Анастасии Лукуты. Инсталляция «Потоки расходящихся запросов» визуализирует анонимные поисковые запросы, преобразуя их в «ландшафт потребностей». Голографические проекции и светодиодная система, основанная на персистенции зрения, при вращении лопастей создают иллюзию динамичных образов. Технологии становятся зеркалом, где желания обретают форму, оставаясь мимолётными. Этот материальный артефакт контрастирует с эфемерностью данных, символизируя информационный шум, в котором тонут индивидуальные голоса, формируя коллективное бессознательное. Проекция на пол служит метафорой связи облачных вычислений с аппаратными мощностями — от добычи редкоземельных металлов до глобальной инфраструктуры.

Третий проект от выпускника ArtTECH-2024 Александра Василенко «Хор графических процессов» визуализирует скрытый процесс обучения нейросетей. Компьютерные видеокарты, в режиме реального времени генерируют текст и обучают модель инсталляции. Работа устройств сопровождается звуком вентиляторов и теплом — этот технический шум становится частью аудиовизуального опыта. Проект раскрывает хрупкость и чувственность технологий, превращая вычисления в почти телесный процесс. Впервые инсталляция была реализована весной 2025 года в рамках сотрудничества Яндекс и Третьяковской галереи.

Фестиваль «Облачные города» объединяет технологии, науку, креатив и урбанистику на одной площадке.

«Всего запланировано больше 200 событий. Участники познакомятся с перспективными профессиями, возможностями применения искусственного интеллекта и других современных решений в городской среде», — отметила заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина.

Лекции в течение месяца проведут архитекторы, программисты, ученые, предприниматели, инженеры, культурологи и урбанисты. Руководитель магистратуры «Технологическое искусство» Екатерина Беляева примет участие в дискуссионной программе «Креатив. Технологии. Будущее» 4 сентября в 16:00, а также выступит 22 августа в 19:00 с лекцией «Город как холст: как цифровое и технологическое искусство меняют среду жизни».

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»