Бизнес идет в высшую школу

Корпорации все активнее инвестируют в образование

Задача модернизации российской промышленности зачастую наталкивается на одну проблему. Идущие в ногу со временем компании внедряют современное оборудование, инновационные материалы и технологии, но самые передовые станки и компьютеры останутся бесполезным железом, если к работе на них не привлечь квалифицированных, умеющих обращаться с такой техникой высококлассных специалистов. Работодатель ожидает найти на рынке труда профессионалов, способных без дополнительного обучения сразу выдавать нужный результат. Однако найти таких не так просто. Во многом потому, что система образования не поставила их выпуск на поток. Чтобы утолить кадровый голод, промышленные компании вынуждены сами идти в учебные заведения.

Укреплению связей между бизнесом и образованием, в первую очередь — высшей школой, значительно содействовали поправки в профильное законодательство, принятые пять лет назад. Формами взаимодействия корпораций и вузов, как показывает практика, могут быть и базовые кафедры, прикрепленные к предприятиям, и научно-образовательные центры, и совместные образовательные программы. Ими все более активно пользуются компании во многих отраслях: банки, нефтяники, IT-компании, энергетики, машиностроители, металлурги.

Подход, когда будущий работодатель сам приходит в вуз и в тесном сотрудничестве с образовательным и научным сообществом готовит себе нужных специалистов, выгоден не только компаниям, которые получают «на выходе» сотрудников нужного уровня компетенций, обладающих знаниями всех практических тонкостей производственных процессов. Государство тоже оказывается в выигрыше. Во-первых, государственные расходы на образование в последние годы как минимум не растут, и подспорье со стороны бизнеса оказывается весьма кстати для бюджета. Во-вторых, престижный работодатель, вкладывая в обучение своих будущих сотрудников, удерживает специалистов на местах, оттягивает на себя центростремительный поток абитуриентов, позволяет им реализоваться у себя дома — то, что нужно и для государственной кадровой политики. В-третьих, с ростом квалификации работников растет и столь необходимая для всей российской экономики в целом производительность труда.

Для вузов это тоже выгодно, поскольку компании вкладываются в обновление учебной материально-технической базы, повышение квалификации преподавателей и расширение специализации обучения. Абитуриенты, в свою очередь, получают если не гарантии, то по крайней мере реальные перспективы устроиться на привлекательную работу в топовых компаниях — Сбербанке и «Яндексе», «Роснефти», РУСАЛе и многих других.

Неудивительно, что интерес к такому сотрудничеству проявляется со всех сторон. Например, в металлургии самый яркий образец — столичный Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, с которым сотрудничают, пожалуй, все главные компании отрасли: НЛМК, «Северсталь», Объединенная металлургическая компания (ОМК), «Мечел», «Металлоинвест», «Норникель», «Евраз», Трубная металлургическая компания, РУСАЛ. Только за последнее время МИСиС отметился сразу несколькими новыми проектами в данной сфере. Так, например, вместе с ОМК объявлен прием на новую совместную программу бакалавриата «Экономика и управление промышленными предприятиями», в рамках которой 20 лучшим абитуриентам компания полностью компенсирует затраты на оплату обучения в течение четырех лет и гарантирует трудоустройство на свои предприятия. Группа ЧТПЗ ведет зачисление в «Лидерскую программу» на базе магистратуры МИСиС, сочетающую теоретическую подготовку и развитие прикладных навыков в рамках работы над реальными задачами корпорации. «Металлоинвест» открыл в Старооскольском технологическом институте МИСиС программу подготовки инженеров-горняков на горном факультете, которым со всей очевидностью будет открыта дорога на предприятия компании.

Такие же опорные для бизнеса вузы есть и в регионах. Например, в Красноярском крае Сибирский федеральный университет (СФУ) сотрудничает с целым рядом корпоративных структур. В частности, «Роснефтью»: при поддержке нефтяной компании здесь создан Институт нефти и газа СФУ, готовятся высококвалифицированные кадры для нефтегазовой отрасли, в том числе для крупнейших месторождений края, сформирована базовая кафедра «Роснефти» «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Взаимодействию СФУ с РУСАЛом почти десяток лет: это не только целевая подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов для корпорации, но и проведение совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ, проведение маркетинговых исследований, поддержка в осуществлении программ дополнительного школьного образования в области цветной металлургии и многое другое.

РУСАЛ среди российского крупного бизнеса обладает одним из самых интересных опытов по продвижению образовательных инициатив. Компания работает с 23 вузами и 32 средними специальными учебными заведениями, ежегодно сюда на практику приходит более 350 студентов и 1 тыс. учащихся колледжей и техникумов. Компания пять лет комплектует корпоративные группы студентов, входя в договорные отношения с ними — после качественного обучения они сразу начинают работать на площадках компании. Год назад состоялся первый выпуск целевой группы — 10 человек. Сегодня в целевых группах учатся уже 130 студентов.

Для российского бизнеса, имеющего зарубежные активы, не менее важно помогать в обучении иностранным студентам. РУСАЛ в 2011 году запустил программу «100 студентов», изначально ориентированную на учащихся из Гвинеи, а позже расширенную за счет студентов из Гайаны и Ямайки. Компания полностью финансирует обучение и проживание участников программы.

«Я стал инженером по специальности „строительство мостов и тоннелей“, — рассказывает студент из Гвинеи Драмэ Альфа Ибрахима. — Она очень востребована в Гвинее, таких специалистов в моей стране всего несколько человек. Так что когда я вернусь на родину, то буду просто королем! У нас сам по себе иностранный диплом является гарантией хорошей жизни. А специалист с дипломом российского университета ценится вдвойне. Особенно в области строительства. Главное — не лениться и работать».

Первый выпуск по этой программе успешно защитил дипломные работы в этом году и уже в августе приступит к работе в Гвинее и Гайане.

Параллельно РУСАЛ вкладывает средства в повышение квалификации своих сотрудников. В прошлом году компания создала кафедру легких металлов на базе Сибирского научно-исследовательского, конструкторского и проектного института алюминиевой и электродной промышленности и Иркутского национального исследовательского технического университета (ИрНИТУ). Первые 20 специалистов уже прошли повышение квалификации на кафедре.

Одновременно корпорации работают и со школьниками. Так, с 2011 года проводится конкурс «13-й элемент. ALхимия будущего», направленный на выявление и поддержку талантливых детей, увлеченных точными науками. За шесть лет участниками конкурса стали более 5 тыс. школьников. К настоящему времени география проекта охватила более 20 регионов России, есть участники из Казахстана и Киргизии. В 2017 году более 500 школьников приняли участие в конкурсе. Главные бонусы для победителей — дополнительные баллы к ЕГЭ, возможность обучаться в СФУ в целевой группе РУСАЛа бесплатно и трудоустроиться в компанию после завершения учебы. Школьники 5–8-х классов, которые побеждают в своих возрастных категориях, получают приглашение в образовательный летний лагерь СФУ. РУСАЛ также организовывает подготовку школьников к чемпионатам Juniorskills и «Робототехника».

Сотрудничество бизнеса и вузовско-школьного преподавания, очевидно, будет идти по нарастающей. В ходе недавнего обсуждения образовательных проблем, состоявшегося на Петербургском международном экономическом форуме, чиновники и эксперты констатировали: именно экономика, промышленность задают необходимый темп изменению стандартов обучения, но у государства не хватает ресурсов, чтобы поддерживать его. Так что во все большем взаимодействии предпринимательства и образовательных структур заинтересованы, похоже, все.

Василий Столбунов

Поделиться