Мировая индустрия пассажироперевозок меняется буквально на наших глазах. Технологии, ранее считавшиеся уделом футурологов, уже сегодня завоевывают рынок и становятся частью программ развития больших городов.
Новые решения для транспортной отрасли находят свое применение в самых различных сферах. Сэкономить время пассажиров помогают новые разработки в области высокоскоростного транспорта. Разработчики разных стран продолжают тестировать новые типы поездов, а компания американского предпринимателя Илона Маска уже строит первые тоннели для трубопроводного транспорта Hyperloop в окрестностях Далласа и Дубая. Снизить затраты на энергоресурсы и улучшить экологию городов позволяют электробусы, уже сегодня массово использующиеся в мегаполисах Европы и Азии. А за повышение безопасности транспортных перевозок борются мировые технологические гиганты Google и Uber, тестирующие технологии беспилотного общественного транспорта в разных регионах мира.
Новые решения для транспортной отрасли находят свое применение в самых различных сферах. Сэкономить время пассажиров помогают новые разработки в области высокоскоростного транспорта. Разработчики разных стран продолжают тестировать новые типы поездов, а компания американского предпринимателя Илона Маска уже строит первые тоннели для трубопроводного транспорта Hyperloop в окрестностях Далласа и Дубая. Снизить затраты на энергоресурсы и улучшить экологию городов позволяют электробусы, уже сегодня массово использующиеся в мегаполисах Европы и Азии. А за повышение безопасности транспортных перевозок борются мировые технологические гиганты Google и Uber, тестирующие технологии беспилотного общественного транспорта в разных регионах мира.
Свой вклад в развитие глобального рынка пассажироперевозок вносят также и компании России. Rusbase предлагает читателям познакомиться поближе с новыми технологиями в российской транспортной индустрии.
Электробусы в российских городах
Электрические автобусы сегодня чаще всего используют транспортные компании Москвы и Санкт-Петербурга. Однако такие машины начинают постепенно появляться и в других российских городах. При этом на испытания и действующие маршруты продолжают выходить как российские электробусы, так и модели, прибывшие из Беларуси, Китая и Финляндии.
Нужно отметить, что отечественному производителю есть что предложить рынку электрических автобусов. Кроме заводов ГАЗ и ЛиАЗ собственные электроавтобусы сегодня готовы выпускать также российские компании КамАЗ, Volgabus и «Тролза».
Среди российских регионов лидером по темпам внедрения электробусов в транспортные сети остается Москва. О своих планах запустить эти транспортные средства по городским маршрутам власти российской столицы заявляли еще в июле 2017 года. Сегодня на дорогах Москвы можно увидеть отечественные электробусы ЛиАЗ-6274. Для опытной эксплуатации этой модели правительство Москвы выбрало маршрут М2 «Фили — ст. м. Китай-город», который проходит через несколько районов города, в том числе и через центр. Кроме того, в столице продолжают тестировать машины из Китая и Беларуси.
Нужно отметить, что отечественному производителю есть что предложить рынку электрических автобусов. Кроме заводов ГАЗ и ЛиАЗ собственные электроавтобусы сегодня готовы выпускать также российские компании КамАЗ, Volgabus и «Тролза».
Среди российских регионов лидером по темпам внедрения электробусов в транспортные сети остается Москва. О своих планах запустить эти транспортные средства по городским маршрутам власти российской столицы заявляли еще в июле 2017 года. Сегодня на дорогах Москвы можно увидеть отечественные электробусы ЛиАЗ-6274. Для опытной эксплуатации этой модели правительство Москвы выбрало маршрут М2 «Фили — ст. м. Китай-город», который проходит через несколько районов города, в том числе и через центр. Кроме того, в столице продолжают тестировать машины из Китая и Беларуси.
Власти Москвы официально сделали ставку на развитие электрического общественного транспорта в конце 2017 года. В декабре ГУП «Мосгортранс» объявил конкурс на поставку в столицу 300 электробусов. В предприятии тогда заявили, что планируют ежегодно приобретать по 300 таких машин, а с 2021 года транспортный парк города начнет пополняться только электрическими автобусами.
Активное внедрение нового электрического транспорта продолжается и в Северной столице. В Санкт-Петербурге решили не отказываться от развития троллейбусной сети, поэтому электробусы с динамической подзарядкой здесь рассматривают как новую возможность для ее роста. Такие машины могут работать и как троллейбусы, и как автономные транспортные средства, заряжающиеся во время движения под контактной троллейбусной сетью. Только в 2017 году власти Петербурга закупили 85 электробусов с динамической зарядкой. А в мае 2018 года такие машины на несколько дней полностью сменили троллейбусы на маршруте № 22, проходящем через Невский проспект.
Электробусы можно встретить также на дорогах других российских городов. В Туле, например, уже сейчас часть троллейбусов обладает длительным автономным ходом, они в день проезжают более 100 км в режиме электробуса. Выходят электробусы также и на улицы Новосибирска.
О своих планах закупить десять электробусов с динамической зарядкой весной этого года заявили также в администрации Курска. Новые машины, скорее всего, поступят в распоряжение городского транспортного предприятия к концу лета. Отметим, ранее Курску достался опытный электробус Тролза-5265.02 «Мегаполис», прибывший в город с испытаний в Санкт-Петербурге, а до этого безуспешно участвовавший в тендерах Москвы.
Активное внедрение нового электрического транспорта продолжается и в Северной столице. В Санкт-Петербурге решили не отказываться от развития троллейбусной сети, поэтому электробусы с динамической подзарядкой здесь рассматривают как новую возможность для ее роста. Такие машины могут работать и как троллейбусы, и как автономные транспортные средства, заряжающиеся во время движения под контактной троллейбусной сетью. Только в 2017 году власти Петербурга закупили 85 электробусов с динамической зарядкой. А в мае 2018 года такие машины на несколько дней полностью сменили троллейбусы на маршруте № 22, проходящем через Невский проспект.
Электробусы можно встретить также на дорогах других российских городов. В Туле, например, уже сейчас часть троллейбусов обладает длительным автономным ходом, они в день проезжают более 100 км в режиме электробуса. Выходят электробусы также и на улицы Новосибирска.
О своих планах закупить десять электробусов с динамической зарядкой весной этого года заявили также в администрации Курска. Новые машины, скорее всего, поступят в распоряжение городского транспортного предприятия к концу лета. Отметим, ранее Курску достался опытный электробус Тролза-5265.02 «Мегаполис», прибывший в город с испытаний в Санкт-Петербурге, а до этого безуспешно участвовавший в тендерах Москвы.
Внедрять электрический общественный транспорт начинают также и в Тамбове. Здесь по маршруту № 5 «Железнодорожный вокзал — Пигмент» курсирует сочлененный электробус BKM-E433 Vitovt Max Electro. Эту модель производит белорусский завод «Белкоммунмаш». Запущенный в Тамбове электробус может проехать 20 км на полной зарядке, а для пополнения запаса энергии ему достаточно 7–8 минут.
Единственным электробусом в транспортном парке обходится также и столица ЮФО. Ростов-на-Дону стал вторым городом России, купившим электробус КамАЗ-6282, однако это транспортное средство, вероятно, из-за его экзотичности решили использовать только для проведения экскурсий по центральным улицам города.
Единственным электробусом в транспортном парке обходится также и столица ЮФО. Ростов-на-Дону стал вторым городом России, купившим электробус КамАЗ-6282, однако это транспортное средство, вероятно, из-за его экзотичности решили использовать только для проведения экскурсий по центральным улицам города.
Беспилотным автобусом из дома на работу
Российские города изучают возможности не только экологически чистого и более экономичного по сравнению с дизелем электрического транспорта. Технологические компании, основанные в России, в последние годы также начинают применять технологии беспилотного общественного транспорта.
В 2017 году на территории московского технопарка «Калибр» прошли первые испытания беспилотного автобуса «Матрешка». Этот автономный автобус может перевозить пассажиров и грузы и работать в качестве коммунальной техники. В октябре прошлого года проект был представлен в «Сколково», а за месяц до этого разработчики беспилотника рассказали о нем участникам международной выставки коммерческого транспорта IAA во Франкфурте.
В 2017 году на территории московского технопарка «Калибр» прошли первые испытания беспилотного автобуса «Матрешка». Этот автономный автобус может перевозить пассажиров и грузы и работать в качестве коммунальной техники. В октябре прошлого года проект был представлен в «Сколково», а за месяц до этого разработчики беспилотника рассказали о нем участникам международной выставки коммерческого транспорта IAA во Франкфурте.
Автобус «Матрешка» работает на электричестве. Одного заряда аккумулятора ему хватает на 130 км при максимальной скорости 30 км/ч. При этом полная зарядка аккумулятора занимает четыре часа. Несмотря на то, что техническая скорость автобуса может превышать 100 км/ч, беспилотную скорость транспортного средства разработчики ограничили 20 км/ч.
Автором проекта «Матрешка» является группа компаний Bakulin Motors Group (BMG), подчиняющаяся машиностроительному холдингу Volgabus, а работа над новым автобусом началась еще в декабре 2015 года. На сегодняшний день инженеры BMG собрали пять опытных образцов «Матрешки». При этом беспилотник тестируют не только на территории бывшего завода «Калибр» и центра «Сколково». Испытания автобуса прошли также в Олимпийском парке в Сочи и на территории кампуса Дальневосточного федерального университета на острове Русский.
Кроме резидентов «Сколково» над созданием электрических беспилотных автобусов в России работают также научный центр НАМИ и ПАО «Камаз». Их новый проект получил название «Шатл». Известно, что специалисты НАМИ экспериментируют с беспилотными транспортными технологиями еще с 2012 года. Осенью 2017 года появилась информация, что разрабатываемый компаниями автобус может стать транспортным средством ЧМ-2018, но пока эти данные никак не подтверждаются.
Разработчики в России не только проектируют беспилотные транспортные средства, но также выпускают программное обеспечение для таких автомобилей. Собственные технологии в области искусственного интеллектадля беспилотников сегодня разрабатывают российские компании Cognitive Technologies и «Яндекс», работают над таким ПО также специалисты НИТУ «МИСиС». Следует отметить, что мозг беспилотных автобусов «КамАЗ» появился именно благодаря сотрудникам Cognitive Technologies и НИТУ «МИСиС».
Автором проекта «Матрешка» является группа компаний Bakulin Motors Group (BMG), подчиняющаяся машиностроительному холдингу Volgabus, а работа над новым автобусом началась еще в декабре 2015 года. На сегодняшний день инженеры BMG собрали пять опытных образцов «Матрешки». При этом беспилотник тестируют не только на территории бывшего завода «Калибр» и центра «Сколково». Испытания автобуса прошли также в Олимпийском парке в Сочи и на территории кампуса Дальневосточного федерального университета на острове Русский.
Кроме резидентов «Сколково» над созданием электрических беспилотных автобусов в России работают также научный центр НАМИ и ПАО «Камаз». Их новый проект получил название «Шатл». Известно, что специалисты НАМИ экспериментируют с беспилотными транспортными технологиями еще с 2012 года. Осенью 2017 года появилась информация, что разрабатываемый компаниями автобус может стать транспортным средством ЧМ-2018, но пока эти данные никак не подтверждаются.
Разработчики в России не только проектируют беспилотные транспортные средства, но также выпускают программное обеспечение для таких автомобилей. Собственные технологии в области искусственного интеллектадля беспилотников сегодня разрабатывают российские компании Cognitive Technologies и «Яндекс», работают над таким ПО также специалисты НИТУ «МИСиС». Следует отметить, что мозг беспилотных автобусов «КамАЗ» появился именно благодаря сотрудникам Cognitive Technologies и НИТУ «МИСиС».
Илон Маск в России
Сверхскоростные поезда на воздушных подушках Hyperloop открывают новые возможности для развития общественного транспорта не только регионам США, но и другим странам, заинтересовавшимся перспективной технологией, таким как ОАЭ, Канада, Финляндия и Нидерланды. Вполне возможно, что вакуумный поезд вскоре появится и в России. Авторы проекта рассматривают возможность строительства ветки Hyperloop по маршруту Хуньчунь (Китай) — порт Зарубино (Приморский край) протяженностью 65 км.
В январе 2017 года Минтранс РФ анонсировал создание рабочей группы, которая будет заниматься развитием технологии Hyperloop в России. При этом замминистра транспорта РФ Алан Лушников во время своего выступления в июле прошлого года заявил, что Россия может стать второй страной после США, где будет реализован проект Hyperloop.
По словам генерального директора Hyperloop One Роба Ллойда, кроме участка на Дальнем Востоке американская компания также рассматривает как один из возможных проектов в России маршрут Москва — Санкт-Петербург.
Но надо отметить, что предположения российских властей так и не сбылись. Как известно, в качестве своих первых проектов Hyperloop One выбрала американский Даллас и маршрут Дубай — Абу-Даби в ОАЭ. Однако это совсем не значит, что российские регионы не окажутся в числе следующих пилотных проектов компании.
В январе 2017 года Минтранс РФ анонсировал создание рабочей группы, которая будет заниматься развитием технологии Hyperloop в России. При этом замминистра транспорта РФ Алан Лушников во время своего выступления в июле прошлого года заявил, что Россия может стать второй страной после США, где будет реализован проект Hyperloop.
По словам генерального директора Hyperloop One Роба Ллойда, кроме участка на Дальнем Востоке американская компания также рассматривает как один из возможных проектов в России маршрут Москва — Санкт-Петербург.
Но надо отметить, что предположения российских властей так и не сбылись. Как известно, в качестве своих первых проектов Hyperloop One выбрала американский Даллас и маршрут Дубай — Абу-Даби в ОАЭ. Однако это совсем не значит, что российские регионы не окажутся в числе следующих пилотных проектов компании.
Новые идеи
Собственными изобретателями богата и Россия. Кроме проектов экономичных электробусов и беспилотных автобусов российские компании предлагают для развития транспортной индустрии и другие инновационные решения.
Так, в мае прошлого года Минпромторг заявил о поддержке проекта Polytech Solar, авторами которого являются сотрудники Политехнического университета Петра Великого в Санкт-Петербурге. Петербургские специалисты намерены создать первый в России «солнцемобиль». Новое транспортное средство получило название SOL. Питание этого автомобиля будет осуществляться с помощью солнечных панелей. Вес машины не будет превышать 200 кг, а ее максимальная скорость достигнет 150 км/ч.
Так, в мае прошлого года Минпромторг заявил о поддержке проекта Polytech Solar, авторами которого являются сотрудники Политехнического университета Петра Великого в Санкт-Петербурге. Петербургские специалисты намерены создать первый в России «солнцемобиль». Новое транспортное средство получило название SOL. Питание этого автомобиля будет осуществляться с помощью солнечных панелей. Вес машины не будет превышать 200 кг, а ее максимальная скорость достигнет 150 км/ч.
Автором другой идеи общественного транспорта будущего является российский инженер-изобретатель, основатель конструкторской компании Dahir Insaat, Дахир Семенов. Российский предприниматель с 2006 года работает в Турции и уже несколько лет занимается разработкой гирокаров и гиропоездов.
Эти транспортные средства позволят бороться с пробками и загруженностью дорог в больших городах. Гирокары Dahir Insaat оснащены гироскопами, которые поддерживают баланс благодаря маховику и скользят по рельсу, находясь над обычными автомобилями и пешеходами на высоте нескольких метров. Такой рельс должен размещаться на разделительной полосе между рядами машин. Высота рельса от уровня дороги составляет всего два сантиметра, и он не создает помех автомобильному движению. В результате загруженные мегаполисы могут получить крупное транспортное средство, способное передвигаться над городскими дорогами, используя только разделительную полосу между рядами.
Сейчас компания Дахира Семенова ведет переговоры о внедрении Dahir Insaat с властями Катара и Дубая, и вполне возможно, что первые 20 вагонов гиропоездов будут представлены во время чемпионата мира по футболу, который в 2022 году пройдет в Катаре.
Эти транспортные средства позволят бороться с пробками и загруженностью дорог в больших городах. Гирокары Dahir Insaat оснащены гироскопами, которые поддерживают баланс благодаря маховику и скользят по рельсу, находясь над обычными автомобилями и пешеходами на высоте нескольких метров. Такой рельс должен размещаться на разделительной полосе между рядами машин. Высота рельса от уровня дороги составляет всего два сантиметра, и он не создает помех автомобильному движению. В результате загруженные мегаполисы могут получить крупное транспортное средство, способное передвигаться над городскими дорогами, используя только разделительную полосу между рядами.
Сейчас компания Дахира Семенова ведет переговоры о внедрении Dahir Insaat с властями Катара и Дубая, и вполне возможно, что первые 20 вагонов гиропоездов будут представлены во время чемпионата мира по футболу, который в 2022 году пройдет в Катаре.
Работая над свежими идеями для транспортной индустрии, российские компании также начинают накапливать ценный опыт испытаний и эксплуатации новых видов общественного транспорта. Развитию электробусов, которые могут стать отличным решением для крупных и средних городов в России, пока что мешает слабая развитость зарядной инфраструктуры во многих российских регионах. Однако эту проблему можно решить при помощи тяговых станций, когда-то созданных для троллейбусов и трамваев, а также благодаря улучшению показателей запаса хода самих транспортных средств.
Сохраняются пока определенные ограничения и в развитии беспилотных автобусов. Сейчас их перспективы как в России, так и во всем мире заметно ограничивают проблемы, связанные с безопасностью транспортных средств. Речь идет о качестве технологий, которые, к сожалению, нередко становятся причиной ДТП. Кроме того, применение беспилотников на дорогах требует от государства создания четкой законодательной и нормативной базы, как и в случае с дронами. Но эта проблема, возможно, решится сама собой с выходом беспилотных автобусов в массовое производство.
Сохраняются пока определенные ограничения и в развитии беспилотных автобусов. Сейчас их перспективы как в России, так и во всем мире заметно ограничивают проблемы, связанные с безопасностью транспортных средств. Речь идет о качестве технологий, которые, к сожалению, нередко становятся причиной ДТП. Кроме того, применение беспилотников на дорогах требует от государства создания четкой законодательной и нормативной базы, как и в случае с дронами. Но эта проблема, возможно, решится сама собой с выходом беспилотных автобусов в массовое производство.