«На экране должны быть видны руки студента»

Из-за пандемии коронавируса в России пришлось кардинально скорректировать учебный процесс: школы и вузы отказались от очной формы обучения в пользу дистанционной, а ЕГЭ и вступительные испытания в вузах перенесли на более поздний срок. В сложившихся условиях высшим учебным заведениям приходится срочно менять и привычный формат итоговых аттестаций. «Ъ» решил узнать у руководителей ведущих вузов, каким образом они планируют принимать сессии, ГОСы и дипломные работы в нынешнем году.

Сейчас Минобрнауки РФ вместе с вузами обсуждает, каким именно образом будет организован прием экзаменов у студентов и выпускников. То, что они пройдут в дистанционном формате, уже очевидно. В образовательном ведомстве обращают внимание на техническую сторону вопроса: разный уровень развития IT-инфраструктуры в вузах, необходимость расширения каналов связи и обучение преподавателей новому формату работы.

«Для экзаменационного процесса очень важным является механизм идентификации личности и возможность понять, точно ли по ту сторону экрана человек отвечает сам, без каких-либо подсказок,— говорят в Минобрнауки.— Эти задачи сейчас решаются в рабочем порядке силами университетов, министерства и партнеров». Тем не менее многие вузы уже решили, каким образом будут проверять знания студентов, если запрет на очные встречи не будет отменен. «Ъ» попросил ректоров ведущих вузов рассказать подробности.

— Мы уже две недели обучаем дистанционно. В течение дня у нас проходит таким образом тысяча занятий, в этом же режиме преподают все 50 языков по расписанию. Это огромная заслуга преподавателей и студентов, которые проявили дисциплину и понимание. Я в режиме реального времени постоянно получаю информацию, иногда сам присоединяюсь к занятиям из дома.

Если ситуация не изменится, то так и останемся в режиме удаленного общения. И экзамены, и защиту дипломов сможем провести онлайн, по видеосвязи. По опыту двойных магистерских диссертаций, которые мы реализуем с зарубежными вузами, я бы не сказал, что у студентов есть возможность халтурить на таких экзаменах. Ведь они идут в живом формате, все видят.

Плюс вопросы разные — даже если ты заготовил какие-то шпаргалки, то экзамен проводится не по одному вопросу же. Его задача — показать в целом уровень твоей подготовки. Так что проблема списывания меня мало пугает, скажу прямо.

Вступительные испытания (ряд вузов имеет право проводить дополнительные к ЕГЭ экзамены.— «Ъ») также были перенесены. Мы уже в прошлом году использовали программы подачи заявлений для поступления в электронном виде. Это хорошо сработало, сейчас мы думаем, как ее усовершенствовать, чтобы она была понятна для всех.

Но я надеюсь, что мы все же сможем увидеться с нашими абитуриентами, студентами и коллегами, которые скучают друг по другу и университету. Конечно, электронная среда — это очень важное и нужное дело, теперь, после кризиса, электронная среда войдет в жизнь любого университета как важнейшая составляющая. Но без человеческого, живого общения между преподавателями и студентами университетская жизнь затруднена.

— Если сказать, что мы были готовы к переходу на дистанционное обучение,— это будет неправда. У нас и раньше было много наработок, но чтобы перевести на такую форму всех поголовно, нам пришлось потратить целую неделю. И мы до сих пор продолжаем оказывать поддержку тем, кто не очень владеет интернетом.

Хотелось бы, конечно, принимать экзамены в нормальных условиях, но, похоже, не получится. Придется принимать защиты дипломных и курсовых работ и итоговые аттестации по видеоконференции. Здесь эффект присутствия условный будет, конечно, но что делать?! Будем выходить из положения таким образом.

Если позволит обстановка, то в исключительных случаях попробуем прием у групп, где будет ограниченное число людей. Но будем наблюдать за положением дел. Все надеются, что в мае ситуация пойдет на спад — тогда у нас может получиться и очные экзамены проводить. Но пока готовимся к дистанционному формату.

Здесь принципиальных сложностей не будет. Но вы сами понимаете: смотреть на артиста по телевизору или вживую — это две разные вещи.

— Мы попытаемся принимать экзамены в дистанционном формате. Можно и по Skype. Письменные задания могут пересылаться студенту — он по ним бы готовился. Конечно, он может попробовать и списать или воспользоваться материалами какими-то, но дальше задаются вопросы в режиме реального времени. И в большей мере при выставлении оценки учитываются ответы на эти вопросы. Но как принимать дипломные работы — непростой вопрос. Плюс должна присутствовать Государственная аттестационная комиссия и принимать защиту работы. Будем думать, как это организовать лучше всего, но, может, и инфекция уйдет. Может быть, мы сможем немного перенести защиты или же подумаем над другими способами.

— В НИУ ВШЭ четыре сессии в году. Третья сессия, которая должна была пройти с 23 по 28 марта, перенесена на июнь. В первую очередь перенос связан со снятием напряженности и у студентов, и у преподавателей на старте переходного в онлайн-обучение периода. Необходимо было провести работу по адаптации технологии оценивания к онлайн-обучению.

Преподаватели пересматривают форматы проведения промежуточной аттестации на предмет возможности или невозможности организовать оценивание так, как это было запланировано в программе дисциплины в начале учебного года. Процесс корректировки еще продолжается. Студенты будут проинформированы об изменениях после завершения каникул, объявленных министром науки и высшего образования.

В Вышке принята накопительная система оценивания. Это значит, что промежуточная аттестация состоит не из одного экзамена. Иногда по курсу вовсе нет экзамена. Оценка за курс складывается из большого числа оценок, полученных в течение учебного периода (от двух месяцев до года). При такой системе мы менее зависимы именно от экзамена, от качества его проведения в онлайн-формате.

Если задание студента не предполагает простого, однозначного решения и сданная дистанционно работа позволяет оценить самостоятельность выполнения (это, например, текст, выполненный проект, что-то иное «не простое»), то риски списывания не являются запредельными. Дистанционное общение со студентами во время консультаций либо семинаров позволяет преподавателю дополнительно сделать вывод, насколько самостоятельна была сданная работа. Однако при большом масштабе существует проблема технического сопровождения экзаменов, если они все-таки необходимы.

Онлайн-экзамены с контролем за студентами также будут организованы. Это экзамены с технологиями прокторинга когда специальные люди — прокторы — идентифицируют личность студента и наблюдают за процессом ответа. Опыт проведения таких экзаменов у Вышки уже есть.

В организации устных защит выпускных квалификационных работ мы не видим иных рисков, кроме возрастания объема технических работ (настройка и администрирование вебинаров, запись и хранение большого объема видео проводимых защит и прочее) и непривычности формата для работодателей, которых любой вуз обязан привлекать для проведения государственной аттестации. Чуть сложнее организовать процесс с получением отзывов от руководителей дипломных работ (здесь будем доверять корпоративным информационным системам) и рецензий от внешних лиц. С распространением электронных цифровых подписей и эта задача может быть решена на уровне страны.

В этом году мы намерены окончательно отменить необходимость предоставления дипломных работ в бумажном виде. Уже пять лет мы собираем тексты в электронном виде для проверки работ на плагиат и размещения текстов в нашей информационной среде. Поэтому бумажный носитель отменить будет просто.

— Мы планируем проводить все аттестационные мероприятия дистанционно, на базе внутреннего портала университета, для проведения контрольных работ и тестирования в реальном времени. И с использованием сервисов MS Office 365 для видео- и аудиосвязи. У всех студентов и сотрудников РУДН в Office 365 заведена корпоративная учетная запись, что облегчает идентификацию пользователей.

В зависимости от аттестации студенты могут не использовать средства видеосвязи: в этих случаях им предлагается выполнить задания, требующие комплексных решений, а не просто указания верных ответов. Это снижает вероятность списывания, неплохой вариант для «текущего» контроля.

Для зачетов и экзаменов мы будем использовать видеосвязь для подтверждения личности студента и факта выполнения им заданий самостоятельно.

Технически студентов попросят находиться в отдельном помещении, расположившись перед камерой так, чтобы преподаватель видел, что студент не списывает. На экране должны быть видны руки студента, а также стол, за которым он работает.

Но такие «идеальные» условия смогут создать не все студенты — у кого-то нет возможности находиться одному, у кого-то сложности с рабочим пространством. Поэтому преподавателям придется подходить к аттестации индивидуализированно и креативно.

Основной минус такого формата — его новизна и неадекватность традиционных методов контроля дистанционному формату. А именно невозможность контролировать «честное» выполнение заданий студентом со стороны преподавателя. Требуется не только устойчивая видеосвязь, но и определенное положение студентов перед камерой. Плюс за несколькими студентами сложнее наблюдать по видео, чем в аудитории.

Традиционно в рамках аттестаций мы проверяем, какие знания усвоил студент и может ли он применить их, не подсматривая в подсказки и тем более откровенно не списывая со шпаргалок. Однако с каждым годом такой формат становится сложнее для реализации даже очно, не говоря уже о дистанционном формате.

К тому же сама позиция «не смотрите в справочник» уже не так актуальна. В реальной жизни, на работе нам никто не запрещает проконсультироваться не только со справочником, но и с коллегами, а также просто поискать информацию в интернете.

Таким образом, текущий формат аттестации является для многих специальностей морально устаревшим и оторванным от будущей трудовой жизни.

Мы считаем, что переход на дистанционные образовательные технологии поможет нам сделать следующий логичный шаг — пора перестать проверять память студентов, время оценивать их понимание и мышление. Для этого следует изменить не сам формат контрольных мероприятий, а содержание заданий. Надо перейти к комплексным заданиям, для выполнения которых студент проявляет несколько компетенций и совершает несколько мыслительных операций, а не просто узнает типовое задание и вспоминает формулу его решения.

— Еще до того, как многие университеты перешли на дистанционное обучение в связи с эпидемиологической обстановкой, мы поняли, что ситуация с коронавирусом может затянуться. Поэтому уже 26 марта выпустили приказ о возможном проведении государственной итоговой аттестации и летней сессии в дистанционном формате. Если ситуация не изменится, то экзамены в СПбГУ будут проводиться в дистанционном режиме. Это касается студентов программ среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры и аспирантуры.

Выпустив этот приказ, мы взяли на себя очень большую ответственность, так как он не соответствует ряду требований законодательства, и мы это прекрасно осознаем. Руководству университета пришлось действовать в ситуации крайней необходимости в чрезвычайных обстоятельствах — мы просто не можем допустить возникновения угрозы жизни и здоровью наших преподавателей и студентов, если в сложной эпидемической обстановке государственная итоговая аттестация и сессия будут проходить в режиме личного присутствия преподавателей (многие из которых старшего возраста) и студентов.

Технологии проведения таких экзаменов и защит могут быть разными. Например, с момента начала реализации онлайн-курсов все аттестационные испытания, завершающие освоение онлайн-курсов, проводятся в дистанционном формате с использованием технологии прокторинга. Кроме того, в СПбГУ уже не первый год практикуются защиты диссертаций с применением дистанционных технологий.

Хотим отметить, что с 17 марта для студентов всех вузов РФ предоставлен свободный и открытый доступ к онлайн-курсам СПбГУ с возможностью получения бесплатных сертификатов по результатам их успешного освоения. Кроме того, Санкт-Петербургский университет будет помогать всем российским студентам, которые решат пройти онлайн-курсы СПбГУ, засчитывать пройденные занятия как дисциплины их образовательных программ.

— Мы будем использовать несколько схем для проведения экзаменов разного уровня, промежуточной аттестации и защиты работ. Это касается и ГОСов, и защиты дипломных работ.

Во-первых, студенты могут проходить аттестацию внутри электронных курсов, а их в ТПУ сейчас более 1,2 тыс. по самым разным дисциплинам. Здесь предполагается использовать внешнюю систему прокторинга — это система наблюдения и контроля за дистанционным испытанием, такие технологии используются во многих ведущих мировых вузах. Такая схема больше подходит, конечно, для промежуточной оценки успехов студентов.

Также в ТПУ есть своя платформа для оценки результатов и компетенций студентов. На ней студенты смогут выполнять задания в формате компьютерного тестирования. Правильность ответов проверяется автоматически. К этой платформе мы сейчас также подключаем систему прокторинга. На ней же будут размещены экзаменационные билеты традиционной формы. Ответы на вопросы студенты будут загружать преподавателю напрямую либо обсуждать их на вебинаре. Преподаватели будут на своих рабочих местах, а студенты — в общежитиях или дома. Такой вариант обеспечивает прозрачность проведения процедуры для администрации и студентов, и мы его рекомендуем преподавателям, у которых нет экзаменационных билетов в тестовой форме.

Прием экзаменов, зачетов, защиты курсовых проектов и работ, практик в традиционной устной форме также будет организован через вебинары. В процессе будет производиться идентификация личности обучающегося, контроль возможных нарушений, ведение протокола экзамена.

Какую из этих схем выбрать, будут решать преподаватели и руководители их подразделений в зависимости от своих потребностей. Здесь все гибко.

Из подводных камней и минусов, которые мы пока видим для себя, можно выделить стоимость внешних систем для прокторинга. Это порядка 100 руб. в час на каждого студента. Также процедуры идентификации и контроля экзаменов могут усложнить саму процедуру сдачи.

— Университет Лобачевского уже внес дополнения в Положение о дистанционном образовании в университете, касающиеся как раз приема текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Форма приема может быть различна: и скайп, и Zoom, и Viber, да и наша система LMS позволяет это сделать.

Вопрос идентификации решается тоже легко. Более того, у нас есть опыт приема вступительных испытаний у иностранных студентов, проживающих в других городах и странах. Но у дистанционного формата есть и минусы. Например, возможно увеличение числа жалоб со стороны студентов, но может и нет. Плюсы — это больше гибкости со стороны преподавателей в выборе вариантов средств для оценивания знаний студентов.

— В Университете ИТМО с 16 марта и до конца весеннего семестра все образовательные мероприятия переведены в дистанционный формат. До 28 марта университет был открыт, поэтому возможность проводить очные консультации сохранялась, однако большинство студентов и преподавателей предпочли «уйти в дистант». Поэтому контрольные мероприятия проводятся и будут проводиться в дистанционном формате.

Существует множество вариантов провести экзамен/зачет/тест удаленно. Устный экзамен можно провести с помощью сервисов для вебинаров и видеоконференцсвязи, таких как Zoom, Skype, Cifru-meet и других. Разделить студентов на мини-группы, назначить каждой группе отдельное время для прохождения контрольного мероприятия, дать время на подготовку. Такой формат удобно реализовывать с ассистентом, который будет следить за добросовестностью подготовки к ответу. Опрос каждого студента удобнее проводить в отдельной «комнате», сеансе.

Для проведения тестирований используется как собственная платформа университета — система дистанционного обучения AcademicNT, так и любая другая. В AcademicNT студенты могут проходить тестирование удаленно по ключу доступа, выданному преподавателем. Через ключ можно задавать дату и время прохождения тестирования, обеспечив таким образом одновременное прохождение теста студентами.

Если промежуточная аттестация по дисциплине должна проводиться в форме защиты проекта и презентации, ее тоже можно провести дистанционно. Студенты записывают видео своего выступления и присылают его или выкладывают на одном из облачных сервисов (Google Drive, «Yandex.Диск»). Если необходимо, чтобы студенты показывали презентацию во время выступления и могли записывать звук, то можно записать экран.

Если поднимать вопрос государственной итоговой аттестации, то защита ВКР достаточно серьезный вопрос (в Университете ИТМО нет государственных экзаменов), так как предполагает работу членов государственной экзаменационной комиссии и подтверждение личности сдающего. Но мы уже проводили не только дистанционные защиты выпускных квалификационных работ, но и прием вступительных испытаний в бакалавриат, магистратуру, аспирантуру.

Так, в университете есть собственная разработка — сервис ITMOProctor, позволяющий тщательно контролировать ход любого контрольного мероприятия. Система обеспечивает видеозапись поведения обучающегося во время испытания и его рабочего стола. Таким образом контролируется добросовестность студента.

Кроме того, программа фиксирует поведение проктора, который следит за экзаменами и полностью ведет аудиозапись переговоров. Система состоит из двух частей — приложения экзаменуемого и приложения наблюдателя, позволяет применять методы биометрической идентификации по физиологическим или поведенческим характеристикам, анализирует психофизиологическое состояние и поведение экзаменуемого. Конечно, студенту необходимо обеспечить себя веб-камерой, наушниками, микрофоном, скоростным интернетом и компьютером с подходящими характеристиками и, разумеется, подготовиться к самому экзамену или защите ВКР.

— С 16 марта все обучающиеся НИТУ МИСиС переведены на индивидуальные учебные планы на период весеннего семестра 2019–2020 учебного года. В зависимости от сложности и особенностей контрольных мероприятий и лабораторных работ они могут быть проведены в онлайн-формате либо перенесены на более поздний срок. Таким образом, очного присутствия обучающихся до конца текущего семестра не требуется. Ряд лабораторных работ можно выполнить с помощью виртуальных симуляторов.

У нас в основе большинства выпускных квалификационных работ (ВКР) лежат эксперименты с использованием лабораторного оборудования. Большинство студентов последнего курса к марту уже выполнили все намеченные научные исследования и приступили к аналитической части своих работ. Защита ВКР будет проходить с использованием платформы Microsoft Teams в синхронном режиме с одним лишь отличием от традиционного экзамена: вместо физической подписи членов комиссии в книге регистрации заседания Государственной аттестационной комиссии будут использоваться электронные подписи.

Наши специалисты вместе с преподавателями подбирают и внедряют методики организации синхронного прокторинга для обеспечения верификации онлайн-экзаменов.

При переходе на индивидуальные планы обучения мы опираемся на платформы LMS Canvas и Microsoft Teams, для работы с которыми сотрудники и студенты университета используют корпоративную учетную запись, что позволяет сформировать и сохранить цифровой след каждого студента. С 2020 года в университете действуют электронные ведомости и электронные зачетные книжки.

— У МГУ есть опыт дистанционной аттестации студентов региональных вузов, начиная с 2015 года, когда начала свою работу Национальная платформа открытого образования. Суть заключается в том, что через систему видеоконференц-связи студент подключается для сдачи экзамена или зачета со своего компьютера. Экзаменатор (проктор) проверяет личность студента (студент предоставляет свой документ), и дальше в устной форме или в форме компьютерного тестирования под наблюдением проктора проводится аттестация.

Консультации обучающихся по вопросам, включенным в программы государственных экзаменов, а также консультации руководителей выпускных квалификационных работ будут проводиться с использованием дистанционных технологий.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки в случае проведения государственной итоговой аттестации с применением дистанционных технологий необходимо обеспечить проведение идентификации личности обучающегося. Например, это можно сделать путем сверки изображения студента с его фотографией в документе, удостоверяющем личность, или применения специальных сервисов распознавания лиц.

Поделиться