В НИТУ «МИСиС» преподаватели кафедры РИЯЛ провели семинар по проблемам обучения студентов из дальнего и ближнего зарубежья

Семинар прошел в рамках проекта по русскому языку как иностранному Программы повышения конкурентоспособности НИТУ «МИСиС» 5-100.
22 апреля в рамках проекта по русскому языку как иностранному Программы повышения конкурентоспособности НИТУ «МИСиС» 5-100 преподавателями русского языка кафедры РИЯЛ был проведен семинар, посвященный проблемам обучения студентов из дальнего и ближнего зарубежья. В семинаре принимали участие преподаватели специальных дисциплин и преподаватели русского языка из МГГУ. Также в семинаре участвовали эксперты в области современных методик преподавания русского языка как иностранного и неродного: зав.кафедрой РКИ краткосрочных форм обучения МПГУ Е.А. Хамраева и начальник отдела сопровождения ФЦП и образовательных проектов Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству С.И. Ельникова.

Семинар открылся выступлением Е.А. Хамраевой, посвященным обучению студентов из ближнего зарубежья, в котором она отметила, что «на занятиях по русскому языку обязательно надо формировать общеучебные навыки и информационные умения. Также необходимо включение аспекта формирования навыков техники письма и творческого письма в занятия по русскому языку». Вывод эксперта: «Языковые умения тесно связаны с общими учебными умениями и требуют других учебных курсов и пособий (в отличие от РКИ)».

После этого перешли к обсуждению в сформированных рабочих группах следующих вопросов: проблемы в обучении иностранных студентов из стран ближнего зарубежья, развитие академических навыков у иностранных студентов и способы повышения эффективности обучения иностранных студентов в курсе русского языка. Каждая рабочая группа представила свои результаты обсуждения, которые во многом были похожи и сводились к следующим тезисам:

1. Среди проблем в обучении студентов из СНГ были отмечены: недостаточная общая подготовка, недостаточное владение научным стилем речи, несформированность общеучебных умений, долгий период адаптации.
2. Для развития академических навыков надо обязательно включать в занятия проблемно-поисковые задания, обучать студентов целевому чтению, творческому письму, уделять внимание развитию логического мышления.
3. Среди способов повышения эффективности обучения иностранных студентов были отмечены: тесное сотрудничество с преподавателями — предметниками, создание совместно с ними специализированных пособий по русскому языку, включение в курс русского языка различных заданий на развитие академических навыков и информационных умений, использование современных информационных технологий.

Итоги семинара подвела С.И. Ельникова, отметившая, что у иностранных студентов недостаточно языковой практики и остро стоит вопрос о создании мотивации для изучения русского языка, поэтому основная нагрузка падает на преподавателей русского языка. В целом семинар показал заинтересованность преподавателей в разработке современных учебных материалов по русскому языку для иностранных студентов с использованием информационных технологий.
Поделиться