Пресса о заседаниях Глобального Университетского Форума в НИТУ «МИСиС»

Здесь опубликована серия материалов, сделанная слушателями Академии «Ъ», о работе секций Глобального Университетского фопума в НИТУ «МИСиС».
Управление рисками природных и антропогенных катастроф: формирование общих подходов

В пятницу утром, в рамках Глобального Университетского Форума, в здании НИТУ «МИСиС», прошла сессия на тему: «Управление рисками природных и антропогенных катастроф: формирование общих подходов». На этой секции были рассмотрены последствия изменения климата, методы оценки природных рисков и новые подходы, объединяющие бизнес и природосберегающие технологии.
Открыл работу сессии доклад ректора Фрайбергской Горной Академии Бернда Мейера — «Роль и возможности Университетов в создании устойчивых решений для управления техногенными опасностями». Господин Мейер выделил несколько природных зон, которые наиболее подвержены риску природных катастроф. Это ландшафт, который катастрофически изменяется после добычи полезных ископаемых. Закрытые и заросшие шахты — в одной только Германии их около 56 тысяч. И еще одна опасная сфера — зона добычи Урала, где чрезвычайно высока доля радиации. Бернд Мейер предлагает нивелировать подобные зоны, превращая их из вредных в полезные. Например, в одном из осуществленных его академией проектов, зона радиации была успешно перекрыта, и на этом месте даже прошла выставка цветов. Для эффективной реализации подобных программ докладчик предложил использовать в работе исследовательский подход, готовить квалифицированных специалистов, разработать определенные стандарты к изучению проблемы и обмениваться знаниями в ходе научных конференций.
Виктория Панова, член Научного совета НКИ БРИКС, выступила с докладом — «Проблемы изменения климата: общие подходы и решения в странах БРИКС и G7». Виктория Владимировна подчеркнула, что глобальные изменения климата особенно сильно скажутся именно на России. Она коротко обрисовала примерную картину грядущих последствий: холодные, короткие зимы будут чередоваться с жарким летом, осень и весна исчезнут, люди будут гибнуть от наводнений, сельское хозяйство станет невыгодным и население из деревень переселится в города. Повсеместная урбанизация повлечет за собой проблему продовольственной безопасности. Виктория Панова предлагает в этой связи усилить роль национальных программ по борьбе с природными катастрофами, решить вопросы международного финансирования проектов по изучению рисков катастроф и разработать единое юридическое соглашение по вопросу природной безопасности для всех стран. «В рамках одних только университетов мы эти вопросы не решим, надо привлекать и неправительственные организации, и бизнес. У нас создается сетевой университет БРИКС, может быть, имеет смысл создать у нас подобный факультет» — заключила Виктория Владимировна.
Сергей Добролюбов, член-корреспондент РАН, профессор МГУ представил свой доклад-презентацию — «Природные риски на территории России: оценки, моделирование и прогноз». В своем сообщении Сергей Анатольевич рассказал о работе лаборатории по оценкам природных рисков, организованной на базе МГУ. В результате работы данной лаборатории стало известно, например, о том, что от шторма погибает 2 судна в день, а экономический ущерб от штормов составляет 180 млрд. долларов в год. Были исследованы также изменения осадков в мире — стало больше дождей продолжительностью в 3-4 дня и почти не осталось осадков, которые бы длились один день. Также исследования лаборатории выявили, что таяние ледников привело к увеличению аномально холодных зим. Относительно исследований климатических изменений, выяснилось, что за последние 50 лет количество циклонов стало, в среднем, меньше, но в то же время возросло количество глубоких циклонов. Лаборатория при МГУ также разработала специальные методы оценки социально-экономического риска и уязвимости природных объектов. Эта величина складывается из оценки непосредственного ущерба, восприимчивости объекта к природному риску и стоимости объекта. «Денег, потраченных на выявление природного риска, требуется гораздо меньше, чем денег, потраченных на устранение последствий природных катастроф» — заключил Сергей Анатольевич.
Заключительный доклад сделал Арту Лаасонен, представитель Лаппеенрантского технологического университета. Сообщение было по теме — «Управление рисками природных катастроф и техногенных опасностей: поиск новых подходов». «Наш университет первым начал разрабатывать науку, объединяющую бизнес и научные технологии. Мы хотим работать с самыми разными науками и разными слоями населения» — начал свой доклад Арту. Автор доклада рассказал о том, что на базе ЛТУ разрабатывается весь цикл инноваций — как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения оценки природных катастроф. Также в университете проводится исследование окружающей среды и разрабатываются способы решения таких проблем, как изменение климата, доступность питьевой воды и энергии. В частности, одна из задач, поставленных университетом — к 2015 году сделать углекислый газ безопасным. Одно из достижений университета — создание в Финляндии крупнейшей солнечной энергоустановки.
«Мы стараемся жить так, чтобы понимать последствия своих поступков. Мы строим умные энергетические сети и генераторы. Мы работаем так, чтобы не навредить окружающей среде. В США 6 тысяч различных мышеловок, но используется всегда только одна. Мы же придумываем такие проекты, которые реально можно использовать в бизнесе,»- завершил свой доклад Арту Лаасонен.

Олеся Быкова.
Академия «Ъ»

Секция МИСиС № 3: «Фундаментальная и прикладная университетская наука: проблемы и перспективы»

Основной призмой, через которую рассматривалась тема данной секции — это перспективы развития университетской науки и международной кооперации как фактора укрепления инновационной активности. Каждый спикер рассказывал о развитии фундаментальной науки в своем университете и сотрудничестве с производственными компаниями и другими университетами.
Первым выступил В. Виролайнен, проректор технологического университета Лаппеэнранта, который рассказал о деятельности и проектах учебного заведения. Университет сконцентрирован на исследованиях зеленых энергетических технологий, создании устойчивой стоимости и отношений с промышленными компаниями. Он также заметил, что у университета уже есть большой опыт объединения технологий и бизнеса в своих исследованиях. Университет уделяет внимание как изучению традиционных источников энергии, так и возобновляемых. Г-н Виролайнен сказал, что будущее — за возобновляемыми источниками, которые дорого стоят, но позволят снизить количество углекислого газа в атмосфере. Каждое исследование проходит цикл, состоящий из формулировки теории, моделирования, апробирования и стимуляции, тестирования, создания прототипов и получения результатов. «Мы имеем несколько идей по поводу хранения солнечной энергии. Конечно, они стоят дорого. Но наш кампус мы уже оборудовали солнечными батареями, ветровой турбиной. Все новые проекты мы сначала тестируем на территории кампуса. Мы считаем, что это стратегия успешна. Наш университет часто упоминают в научных журналах и высоко оценивают ученые» — рассказал проректор. После доклада ему задали вопрос об источниках финансирования исследований. В. Виролайнен ответил, что университет участвует в 10 различных программах финансирования Евросоюза в области энергетики. Сейчас ВУЗ готовит новый проект, посвященный хранению возобновляемых источников энергии. «Мы рады новым партнерам. Важно желание самих университетов работать сообща» — подытожил докладчик.
Ректора Казанского Государственного энергетического университета заменяла его коллега. В рамках доклада она рассказала о деятельности, целях и задачах университета, а также о его совместной работе с промышленными компаниями. КЭГУ закрывает потребность в рабочих кадрах в средней части России и Сибири. Развитие университета требует формирования стратегии и совместных программ с энергетическими компаниями. «Главная цель ВУЗа — стать межрегиональным учебным учреждением с высокой конкурентоспособностью выпускников» — подчеркнула докладчица. Интеграция КГЭУ с производством проходит по трем параметрам: образовательная деятельность, совершенствование лабораторной базы и научно-исследовательская деятельность. По словам выступающей, главная задача фундаментальной науки — быть фундаментом для прикладной науки, идеи и результаты которой можно коммерциализировать. «Главное — модернизация учебных программ и процесса под основные потребности производства. К нам поступает много запросов и задач от конкретных фирм, которые становятся темами исследований. Мы создали научный полигон, который позволил усовершенствовать учебный процесс. Это рабочая подстанция с низким напряжением, на которой студенты проходят практику. Любая авария дорого обходится и компании, и потребителю. Полигон позволяет отработать и предвосхитить различные ситуации» — рассказала слушателям проректор. Также она отметила, что ВУЗ участвует в немецких грантах и сотрудничает с организациями НАТО. Главное проблемой, по мнению докладчицы является сокращение финансирования фундаментальных исследований после перестройки: «Финансирование должно поступать не только из средств ВУЗа, но и от министерства образования» — подытожила спикер.
Третьим докладчиком был мэр г. Форса, С. Сулко. В рамках презентации он рассказал о своем взгляде на сотрудничество городов с университетами в сфере научных исследований. Главной мыслью доклада было то, что образование является связующим звеном между ВУЗами и бизнесом. «Мы должны мыслить глобально и смотреть далеко в будущее» -подытожил спикер.
М. Моралес, заведующая кафедры в Институте материаловедения и науки в Мадриде, познакомила аудиторию с деятельностью своего института. «Университет, в который входит институт, — третий по величине в Европе. В нем работают более 15 000 человек, ~3000 из которых работают в моем институте. Университет финансируется правительством и округом Мадрида» — рассказала докладчица. Также она подробно объяснила объекты исследований института и модели сотрудничества с институтом.
Завершало секцию выступление проректора по науке и инновациям МИСиСа, М. Р. Филонова, которое началось с экскурса в историю ВУЗа. Также М. Р. Филонов рассказал о направлениях и программах, по которым работает институт. Особое внимание он уделил программе «5-100», которая посвящена попаданию в топ самых престижных учебных заведений. «Институт обладает лабораториями мирового уровня, имеет центр наноматериалов, центр высокотемпературного синтеза. Идет привлечение ученых международного уровня» — отметил спикер.

Гаранина Екатерина. Академия «Ъ»


«Открытое образование — путь к открытому государству?»

25 апреля в Зале Нанотехнологий Московского института стали и сплавов (МИСиС) прошло заседание секции «Открытое образование — путь к открытому государству?» в рамках Глобального университетского форума-2014. Его провели замдиректор международного департамента Минобрнауки Борис Железов и директор программы Фулбрайта Джоэл Эриксон.

Основными вопросами пленума стали факторы развития систем открытого образования, обеспечение качества, прозрачности, и гармонизации существующих и перспективных образовательных программ с целями и задачами социально-экономического развития. Особое внимание было уделено сотрудничеству университетов на локальном, национальном и международном уровнях в вопросах развития дополнительных образовательных программ и технологий их реализации.

В работе заседания приняли участие замруководителя Россотрудничества Лариса Ефремова, директор Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах России Виктор Порохня, директор Центра «зеленой экономики» Отделения проблем природопользования и охраны окружающей среды СОПС Светлана Липина и проректор по международной деятельности РГГУ Ирина Карапетянц, которые представили доклады «О состоянии открытости в отношениях институтов государства и обществ на примере взаимодействия Россотрудничества и образовательных организаций», «Управление социогуманитарным образованием студентов в вузах России: история и перспективы», «Современный вектор совершенствования государственной системы управления как базис устойчивого экономического развития» и «Международный фактор развития системы открытого образования в РФ».

Полуторачасовое обсуждение заявленной темы носило полемический характер и продемонстрировало широкое разнообразие взглядов на обсуждаемый предмет

Тем не менее, по итогам работы секции удалось достичь согласия в отношении необходимости ликвидации «дефицита в развитии общих компетенций у специалистов с техническим образованием». Модератором секции от Минобрнауки России было в этой связи предложено МИСиС взять инициативу по организации разработки конкретных предложений о совершенствовании структуры и содержания образовательных программ для тежнический направлений подговки.

Анна Ефанова. Академия «Ъ»

«Гуманизация образования: социальные функции университетов».

25 апреля в библиотеке НИТУ «МИСиС» прошло заседание секции «Гуманизация образования: социальные функции университетов». Темой вечерних докладов на Глобальном университетском форуме стало воспитание выпускника как гражданина мирового сообщества и своей страны. Вопросы воспитательной деятельности рассматривались между наукой и обучением, образовательным процессом и внеучебным пространством.
Доктор психологических наук, профессор и академик Российской Академии образования (РАО) Ирина Зимняя рассказала об актуальности воспитания в университете. Последовательно прослеживая ситуацию культурных сдвигов в истории, она показала, что конкурентноспособность и адаптированность молодежи в современном мире должна быть дополнена формированием его личности как объекта с внутренним чувством достоинства — комплексного понятия, включающего разнородные составляющие:
«Достоинство — это стоимость в собственной оценке и оценках других. Это личная свобода, самовыражение, совесть, ответственность перед кем-то, — считает Ирина Алексеевна. — Достоинство гражданина включает в себя понятия гражданственности и патриотизма, четко разграничиваемых между собой. В понятие «достоинства» входит достоинство профессионала как частное явление, — подчеркнула г-жа Зимняя.
По мнению академика РАО, достоинство выпускника университета должно быть сформировано на базе глубоких теоретических знаний и опыта решения учебных задач. Оно позволит ему выйти в производство и социальную жизнь способным для реализации существующих стандартов. Внутренне духовно-нравственное содержание работы может позволить выпускнику самому себе говорить не только о конкурентной способности, но и творческом подходе к решениям ключевых проблем разных областей. Через свои ценности он сможет прививать ценности окружающим.
Ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская представила результаты статистических данных по воспитанию общероссийской гражданской и цивилизационной идентичностей личности в поликультурной образовательной вузовской среде. По данным г-жи Левитской, «все субъекты Северо-Кавказского федерального округа отличаются высокой степенью полиэтничности, поликонфессиональности, активностью миграционных процессов, что на фоне слабой экономики, высокой степени безработицы, роста криминогенной обстановки, не прекращающихся проявлений терроризма и экстремизма обусловливает потенциально высокие риски возникновения социальных конфликтов, имеющих непосредственные проекции в сферы межэтнических и межконфессиональных отношений».
Поэтому вектор в формировании у молодежи российской гражданской и цивилизационной идентичности актуализируется, возникает необходимость исследовать идентификационную матрицу жителей Северного Кавказа, чтобы затем сделать выводы в отношении других регионов России. По данным Алины Афакоевны, «формирование идентичностей обеспечит снижение конфликтогенного потенциала и градуса возможного межнационального напряжения в поликультурном российском обществе, а также обеспечит условия для формирования солидарности единой гражданской нации».
Доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета (РГПУ) имени Герцена Раиса Богданова отметила в своем докладе важность гуманизации образования и усиления его воспитательных функций, которые в полной мере в России пока нельзя решить. Среди соцмер ей были определены: воспитание самих студентов, влияние на воспитание самим сообществом и шире — обществом, повышение качества жизни местного сообщества через активную созидательную активность студентов и преподавателей.
В качестве основы воспитательного процесса г-жа Богданова обозначила ценности, к которым приобщаются студенты, и которые определяют, вырабатывают и транслируют вместе с ними преподаватели ВУЗов разных городов. В рамках своего доклада она описала возможные педагогические и управленческие инструменты, формы и технологии для воспитания молодежи и рассказала о проблемах формирования показателей воспитательной деятельности.
Ведущими пленума в пятницу стали замдиректора Департамента госполитики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Светлана Волкова и директор международных проектов Остравского технического университета Пеницка Жденек, которые комментировали сообщения докладчиков и курировали работу секции в целом. По результатам заседания планируется сформировать предложения и направить соответствующие материалы в Департамент госполитики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ. Положения секции также войдут в итоговый текст о проведении Глобального университетского форума по его завершении.

Анна Ефанова. Академия «Ъ»










Поделиться