Эксперты НИТУ МИСИС рассказали об особенностях подготовки к ЕГЭ по физике

Экзамен ЕГЭ по физике в последние годы претерпел значительные изменения. Большим плюсом для оценки уровня подготовки стал уход от полностью тестовой формы с выбором ответа в сторону записи числового ответа в бланк для начальных заданий. Затем появились задания на выбор правильных утверждений, для проверки глубины теоретических знаний. Увеличилось число задач с развернутым ответом — экзамен качественно усложнился. Между тем, список вопросов со стороны абитуриентов практически не изменился — преобладают в основном «бытовые» вопросы: про калькулятор, особенности оформления работы, пользование черновиком, распределение времени на те или иные задания, оформление задач с развернутым ответом и др. Реже встречаются вопросы, связанные с решением конкретных типов задач. На актуальные запросы абитуриентов ответили эксперты ЕГЭ НИТУ МИСИС: д.т.н., профессор кафедры физики, Иван Владимирович Ушаков и к.ф.-м.н., доцент кафедры физики, Шапошников Филипп Владимирович.

Какими формулами и законами можно пользоваться без их предварительного доказательства?

Это касается физических правил или законов. Например, формулы, выражающие силу Ампера или Лоренца, законы сохранения импульса и энергии, второй закон Ньютона, и т.д. Нельзя приводить без доказательства формулы, полученные комбинацией физических законов и определений. Как пример, можно привести дальность полета тела, брошенного под углом к горизонту или радиус кривизны траектории частицы, движущейся в магнитном поле. Хотя из этого правила есть некоторые исключения. Чтобы их понять, нужно обратиться к полному списку всех законов и формул, используемых в экзамене ЕГЭ по физике и приводимых без вывода. Этот список опубликован в кодификаторе на сайте fipi.ru.

Нужно ли подписывать словами в решении задачи с развернутым ответом названия физических формул и обозначений?

Комментировать законы и формулы необязательно, но желательно. Задачи с развернутым ответом проверяют не роботы, а люди, с присущим им человеческим фактором. Если проверяющий видит аккуратно оформленную задачу с грамотными комментариями, то и отношение к такой работе будет гораздо лучше — может быть какие-нибудь «мелкие огрехи в решении» не будут приняты во внимание.

Как лучше приступить к выполнению экзамена ЕГЭ по физике: сначала делать часть, где представляются только ответы или надо начинать с решения задач с «развернутым ответом»?

Экзаменационный вариант лучше решать последовательно. В начале экзамена внимательность находится на максимуме, что позволяет ответить правильно на наибольшее количество простых вопросов и задач. Кроме этого, задачи и вопросы с кратким ответом не требуют оформления и решаются на черновике, что требует гораздо меньше времени, чем решение с развернутым ответом. Например, чтобы ответить на вопросы с 1-го по 23-й, абитуриентам требуется чуть больше часа. При правильном решении всех этих задач абитуриент получает 34 первичных балла и 68 тестовых баллов по 100-балльной шкале. Остальные 32 тестовых балла начисляются за 7 задач с развернутым ответом, решение которых требует около двух часов времени и хороших знаний и навыков. Несложно заметить, что решение простых задач менее утомительно для абитуриента и вероятность ошибок при решении тоже меньше.

В какой последовательности нужно решать задачи с развернутым ответом?

Задачи с развернутым ответом подразделяются на простые, средней и высокой сложности. Простые оцениваются в 2 первичных балла каждая. Задачи средней сложности принесут по 3 балла. Самая сложная задача «стоит» 4 балла. Рекомендуется начинать решение с «простых» задач.

Нужно ли писать в задачах «дано»?

Да, это крайне полезная, но не обязательная «опция». Во-первых, вы для себя упорядочиваете данные, приводимые в задаче, а также уясняете, что конкретно нужно определить. Во-вторых, если в задаче приведены только числовые значения, то написание «дано» является процедурой сопоставления буквального обозначения физической величины и её числового значения. Это позволит избежать обязательного текстового описания вводимых в задаче физических величин.

Какие ошибки чаще всего делают выпускники при решении задач с развернутым ответом?

Самая досадная и распространенная ошибка в задачах — введение различных переменных без их словесного описания. Например, абитуриент приводит обозначения скоростей υ1, υ2, υ3 и т.д. без каких-либо пояснений. В случае отсутствия такого пояснения, даже при правильном решении, за задачу ставится на балл меньше. Такое требование содержится в так называемых критериях проверки. Вообще, хотелось бы порекомендовать всем абитуриентам внимательно ознакомиться с критериями проверки задач с развернутым ответом. Эти критерии опубликованы на сайте fipi.ru в разделе с демонстрационными вариантами.

Нужно ли делать рисунки в тех задачах, где наличие рисунка специально не оговаривается?

Да, рисунок весьма полезен при решении практически любых задач. На экзамене ЕГЭ рисунок в задаче может помочь хотя бы с той точки зрения, что все буквенные обозначения физических величин на рисунке являются в большинстве случаев «их описанием». Иными словами, грамотно сделанный рисунок позволяет не описывать текстом вводимые вами физические переменные, а просто обозначить их на рисунке в виде скоростей, сил, давлений, объемов и др.

22 апреля 2023 года пройдет День открытых дверей Университета МИСИС — прекрасная возможность больше узнать о профессиях будущего, о специальностях, которым обучают в одном из ведущих технических университетов России, о студенческой жизни и о том, над чем сегодня работают ведущие ученые и инженеры страны и мира.

Гостей ждут очные встречи с ректором университета, директорами институтов, представителями студенческих сообществ и приемной комиссии. Можно будет узнать об особенностях приемной кампании-2023 и образовательном процессе, научно-исследовательской деятельности, внеучебной жизни. А еще будет возможность задать любой интересующий вопрос, в том числе и связанный с подготовкой к сдаче ЕГЭ.

Для участия необходима регистрация.

Поделиться