Best practices: как быстро перейти на индивидуальные учебные планы

Кафедра Иностранных языков и коммуникативных технологий (ИЯКТ) НИТУ «МИСиС» стала одной из первых, кто быстро перестроил учебный процесс и полностью адаптировал его для дистанционной работы, перенеся занятия в ZOOM, Microsoft Teams, Miro, Trello.

Это стало возможным благодаря десятилетнему опыту кафедры по работе в смешанном формате обучения (blended learning), сочетающего очные занятия и работу через онлайн-платформы университета. Еще в 2010 году сотрудники кафедры выступили пионерами данного метода преподавания в изучении иностранных языков в России. Сегодня это дало возможность не только организовать лекционные и практические курсы (благодаря записи лекций/подкастам и проч.), но и обеспечить администрирование всего процесса удалённо.

«Мы давно говорим об осуществлении различного рода коммуникаций в изменяющихся условиях, но сейчас у нас была возможность пройти самую настоящую проверку на прочность», — отмечает Лилия Бондарева, заведующая кафедрой Иностранных языков и коммуникативных технологий НИТУ «МИСИС».

Специфика работы кафедры — в преподавании иностранных языков и коммуникативных технологий. В первые несколько дней после перехода на индивидуальные учебные планы преподаватели работали в формате «гибридной» аудитории. Так как часть студентов пока еще посещала занятия, в ходе одной пары преподавателю необходимо распределять внимание между теми, кто присутствует в аудитории и теми, кто находится в виртуальной среде.

Кафедре также удалось реализовать возможность удаленной групповой работы (более двух человек). Для этого используются дополнительные программы: Microsoft Teams, Miro, Trello.

«В своей стратегии развития мы придерживаемся принципа AGILE. Одна из его главных характеристик — гибкость. Это позволяет нам максимально быстро адаптироваться к текущим условиям, и внедрять новые схемы работы, не тратя бесценное время на прописывание и утверждение регламентов. Главная задача для нас, сейчас — это удержать темп (пока что у нас не было перерыва в образовательном процессе ни на один день). Также, настроить студентов на честность выполнения заданий», — добавляет Лилия Бондарева.

Также был полностью пересмотрен экзаменационный процесс. По словам сотрудников кафедры, новый формат — онлайн-собеседование студента преподавателем, — показал себя даже более эффективным, чем «классический» вариант с вытягиванием билета и заданным временем на подготовку. Он позволяет проверить знания учащегося по более широкому спектру тем, и основан на полном доверии между преподавателем и студентом. Несмотря на то, что у последнего «вся аппаратура при нём».

Преподавателям кафедры ИЯКТ удалось вовлечь даже большее, чем обычно, количество студентов в виртуальные классы. Возможность обучения онлайн показала себя как мощный мотивационный стимул.

Ведётся запись всех занятий, то есть происходит фиксация цифрового следа достижений студентов. Это позволяет анализировать и максимально адаптировать программы под различную скорость обучения, делать их более индивидуальными. Также, и преподаватели, и студенты осваивают один из главных навыков XXI века — коммуникацию в рассредоточенной команде.

В 2019 году кафедра ИЯКТ открыла единственную в России международную магистерскую программу «Педагогический дизайн в цифровой среде», и сейчас подтвердилась высокая актуальность работы студентов по проектированию их курса для онлайн-формата.

Поделиться