В НИТУ МИСиС прошел мастер-класс по журналистике

В НИТУ МИСиС прошел мастер-класс по журналистике

5 декабря для слушателей магистерской программы «Communications and International Public Relations» НИТУ «МИСиС» прошел мастер-класс «Статья для медиа. О трудном жанре легко!» Об особенностях работы СМИ, будущем журналистики и развитии коммуникативных технологий магистрантам рассказала заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования МПГУ, президент Ассоциации специалистов медиаобразования (АСМО) Ирина Владимировна Жилавская.

В НИТУ МИСиС прошел мастер-класс по журналистике

5 декабря для слушателей магистерской программы «Communications and International Public Relations» НИТУ «МИСиС» прошел мастер-класс «Статья для медиа. О трудном жанре легко!» Об особенностях работы СМИ, будущем журналистики и развитии коммуникативных технологий магистрантам рассказала заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования МПГУ, президент Ассоциации специалистов медиаобразования (АСМО) Ирина Владимировна Жилавская.

После небольшого тренинга на развитие ассоциативного мышления, который настроил аудиторию на творческий подход и открытое восприятие информации, Ирина Владимировна обсудила с магистрантами модели СМИ будущего.

«Что сегодня происходит с системой масс-медиа? Журналистика как профессия умирает, — констатировала Ирина Владимировна. — Этот прогноз был сделан в Сколково на форсайт-сессии, где обсуждались специальности будущего и умирающие профессии. Новости уже сейчас в Bloomberg пишут специальные программы. Журналистика как институт донесения информации, с анализом, прогнозами, отходит на второй план. Технологии позволяют создавать тексты, не включая креативное мышление. Интернет уничтожает авторство, человек скрыт за аватаркой».

Вместе с магистрантами Ирина Владимировна рассуждала о медиа будущего, которые заменят классические газеты и интернет-порталы. «Журналистика умирает не только потому, что появились новые технологии, но и ценность информации утрачивается. Сейчас это — пропаганда и самопрезентация. Кроме того, умирает и экономическая модель СМИ как единой организации, нацеленной на получение прибыли. Целостного, замкнутого СМИ больше нет. Сегодня все СМИ переходят в интернет. И если раньше СМИ собирали аудиторию вокруг себя, то сейчас медиа идут туда, где аудитория, например, в социальные сети. Редакторы думают о том, как расчленить СМИ и рассыпать его на большее число площадок».

Обсуждая особенности коммуникации в виртуальном пространстве, группа пришла к выводу, что энтропия характерна не только для СМИ, но и вообще для всего. И черно-белая модель мира с жесткими делениями на роли сегодня больше не работает. «Сегодня мир организован не по вертикали и не по горизонтали, он сетевой. Сетевая организация ниспровергает тех, кто был наверху. Мы все производим контент — сами себе медиа. Раньше журналист был носителем истины, а внизу — масса, т.е. существовала вещательная модель информационных отношений. Теперь она разрушена. Мы взаимодействуем, и сетевое сообщество делает нас равноправными. Но если мы выпали из сети, сеть этого не заметит».

На вопросы магистрантов о том, кто же будет отбирать и анализировать огромный поток информации, Ирина Владимировна озвучила предположение, что все же говорить о тотальной смерти журналистики нельзя. Скорее всего, она переродится. Останутся два типа генераторов контента: инфороботы, создающие новости, и суперпрофи, которые будут анализировать разрозненный массив информации и иметь огромный авторитет.

В связи с вопросом обработки информации нельзя было обойти стороной проблему цензуры и журналистской этики: «Сегодня я часто слышу от блюстителей нравственности требование ввести цензуру, — отметила Ирина Жилавская. — Но, прежде всего, мы должны говорить об экологичном отношении к тексту. Это внутренний цензор, кодекс чести журналиста: не фотографируй умирающего, не подсовывай микрофон человеку на больничной койке или родственникам погибших».

В качестве практической части мастер-класса Ирина Владимировна рассказала магистрантам, как написать статью, которая привлекала бы читателей.

«Нужно любыми способами завладеть вниманием человека. Начните с триггера, „дразнилки“. 3-4 ярких предложения, которые поймают и собьют читателя с толку. Надо вылавливать из информационного потока то, что не вписывается в общий хор, — парадоксальное, необычное, странное. Затем, чтобы сохранить интерес, коротко и остро сформулируйте проблему». Также слушатели узнали о том, как важны различные аргументы, проверенные цифры, авторитетные эксперты и емкие выводы.

Получив урок журналистского мастерства и поблагодарив Ирину Владимировну за занятие, магистранты выразили надежду, что их ждет еще не один мастер-класс по журналистике от Ирины Жилавской.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»