Аспекты онлайн-образования обсудили в Общественной палате

28 мая в Общественной палате Российской Федерации прошла первая встреча в рамках проекта Лекториум «Инносоциума» — формата, в котором студенты вузов наравне с экспертами смогут делиться опытом, рассуждать и узнавать что-то новое. Дискуссия была посвящена применению современных технологий в образовании и называлась «Онлайн-образование: за и против». Проект организован социальной платформой Росконгресс при поддержке Комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности.

В первом заседании Лекториума приняли участие ректор НИТУ «МИСИС» Алевтина Черникова, ректор РГСУ Наталья Починок, управляющий партнер и сооснователь компании Skyeng Александр Ларьяновский, академический директор Сколково Денис Конанчук, ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерия Заболотная, менеджер корпоративного университета Mars Анна Власова, президент «Объединенного капитала „Прообраз“» Александр Рудик, директор по развитию SETTERS Александра Жаркова и проректор, РЭУ имени Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно.

Хедлайнером мероприятия стала доктор наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ Татьяна Черниговская. Модератором выступил ведущий НТВ Игорь Полетаев. В режиме онлайн-трансляции во встрече также приняли участие студенты из региональных вузов страны.

Приглашенные эксперты обсудили плюсы и минусы цифрового образования.

Ректор РГСУ Наталья Починок отметила, что бизнес заинтересован в практико-ориентированном обучении. В этом плане цифровые технологии позволяют шире отражать требования отраслей экономики в содержании образовательных программ, выстраивать общение студента и работодателя на самых ранних этапах обучения. Кроме того, без онлайн-технологий сложно связать нашу огромную страну. По ее словам, за онлайн-образованием будущее, но мы должны уметь встраивать в него положительные стороны человеческого и социального контактов.

Ректор НИТУ «МИСИС» Алевтина Черникова подчеркнула, что университет рассматривает онлайн-обучение, как часть системы смешанного обучения, несущую ряд несомненных плюсов. По ее словам элементы онлайн-обучения повышают качество образования. Преподаватель, создавая онлайн-курс, прикладывает значительные усилия, чтобы интересно и полно донести знания до слушателя. Цифровые инструменты повышают доступность образования — географическую, временную и физическую, например, для людей с ограниченными возможностями. Наконец, это возможность учиться у лучших. Сегодня перед государством и образовательным сообществом стоит задача сформировать систему непрерывного образования. Мир настолько быстро меняется, что сейчас невозможно получить даже очень качественное образование, а затем всю жизнь конвертировать его в опыт. Нам придется учиться каждый день, отметила Алевтина Черникова.

Татьяна Черниговская призвала подумать о том, как разделить роли между людьми и компьютерами, «если мы не хотим быть сожранными пикселями». Мы должны находиться на территории живых и выстраивать отношения живых с живыми, подчеркнула она. Мы не можем состязаться с суперкомпьютерами в скорости вычисления, но никакой компьютер не заменит гениального художника и музыканта. По ее мнению, человечеству стоит отказаться от гонки за количеством и задуматься о качестве, о реализации творческого потенциала.

По мнению Александра Ларьяновского, проблема не в онлайн- и офлайн-обучении, а в необходимости повышения конкуренции внутри системы образования, актуализации получаемых знаний и навыков, в придании большего значения практикоориентированным подходам.

Большинство выступающих сошлось во мнении, что онлайн-образование должно дополнять традиционные подходы, а не замещать их.

«Это первое мероприятие Лекториума „Инносоциум“, начало нашего большого проекта, призванного выявить и помочь решить ряд проблем и вопросов инновационного образования в стране. Мы рады, что наше начинание встретило столь живой отклик и поддержку в научном и экспертном сообществе. Уже на первую встречу нам удалось собрать без преувеличения звездный состав. Мы верим, что участие столь титулованных спикеров привлечет обширную аудиторию по всей стране и наш проект станет востребованной площадкой для ярких и плодотворных дискуссий», — рассказывает заместитель директора Фонда Росконгресс, директор социальных программ, директор Фонда Инносоциум Елена Маринина.

Всероссийский конкурс социальных проектов «Инносоциум» реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и в партнерстве с Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт».

Поделиться