В НИТУ «МИСиС» обсудили гендерное равенство в академической среде

В НИТУ «МИСиС» прошел первый онлайн-форум «Гендерное равенство в академической среде», проводимый в рамках программы российско-британского университетского альянса. На мероприятии обсуждались существующие барьеры на пути продвижения женщин в академической сфере и способы их преодоления. Организатор форума — НИТУ «МИСиС» при поддержке отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.

В форуме приняли участие эксперты мирового уровня — представители руководящего звена высших учебных заведений, ведущие ученые, аналитики и исследователи, которые внесли весомый вклад в достижение гендерного паритета в своей сфере, а также авторы научных разработок в этой области.

Основные темы форума — гендерный разрыв в научно-техническом образовании, гендерное разделение труда, динамика будущих рабочих мест и истории успеха женщин в науке.

«Гендерное равноправие — это линейная этическая парадигма, в рамках которой никто не задумывается о том, какого пола его собеседник, коллега или руководитель. Это возможность быть профессионалом и не ощущать никаких искусственных барьеров. Это уверенность в том, что наши компетенции, мысли и достижения будут замечены», — отметила на открытии форума ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.

Все спикеры форума в своих выступлениях подчеркнули, что барьеры в продвижении по службе в академической среде для женщин действительно существуют. Например, профессор Кэрол Мунделл, главный научный советник Министерства иностранных дел и международного развития Великобритании, отвечая на вопрос слушателей трансляции о преувеличении значимости этой проблемы, привела в пример небольшое исследование. Согласно ему, совершенно одинаковые резюме воспринимаются по-разному в зависимости от того, мужское или женское имя указано у соискателя. Статистика показывает, что работодатели чаще готовы брать на работу мужчин и платить им больше, несмотря на то, что квалификация женщин воспринимается, как лучшая.

Тем не менее, Кэрол отметила, что нельзя сказать, что есть какие-то формальные ограничивающие механизмы: «Я думаю, что для талантливого сотрудника „стеклянных потолков“ нет, но есть структурные дисбалансы и предубеждения, которые нельзя скрывать и с которыми нужно бороться. В Великобритании, особенно в бизнесе, есть такое понятие, как „стеклянная скала“. Оно означает, что женщину ставят на руководящую позицию только в особенно трудные времена или на самые проблемные участки. Но если сравнить состояние компании до прихода женщины-руководителя и спустя какое-то время, можно увидеть настоящие результаты и большой потенциал».

Кроме того, на форуме обсуждались лучшие практики по восстановлению гендерного баланса в научно-образовательных организациях. Эксперты делились своим опытом и результатами проделанной работы — не просто увеличившимся количеством женщин-управленцев, но и, в некоторых случаях, появившейся возможности просто закончить университет.

Салли Мэпстоун, член Эдинбургского королевского общества, профессор, ректор и вице-канцлер Сент-Эндрюсского университета, рассказала, как лично осуществляет надзор за продвижением по службе, а также о программе наставничества имени Элизабет Гаррет для подготовки женщин на высшие руководящие должности в сфере высшего образования.

С точки зрения Салли Мэпстоун, женщины сумели доказать, что на руководящей работе они не хуже мужчин, а гендерный вопрос в академической среде — это, прежде всего, создание благоприятной среды и увеличение возможностей женщин удерживаться на занимаемых позициях.

При этом, по словам профессора Мэпстоун, когда женщина становится руководителем, надо помнить, что на ней по-прежнему остается быт, а не только профессия: «Некоторые женщины сами не хотят занимать руководящие посты, потому что считают, что это несовместимо с бытом. У некоторых бывают ситуации, когда из-за домашних дел они не могут сконцентрироваться на управленческой работе. Одна из потенциально благоприятных сторон пандемии — это возможность прийти к балансу в этом вопросе: работа становится более гибкой, и это возможность для восстановления гендерного равенства. При этом нужно понимать, что работа из дома не является автоматическим преимуществом для женщин. Совмещение рабочего графика с помощью родным не всегда дается легко», — отметила Салли Мэпстоун.

«Гендерное равенство в академической среде» — первый онлайн-форум в рамках проекта UK-Russia University Alliance, инициированного Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве. Всего планируется проведение восьми российско-британских мероприятий, посвященных самым разным темам: от вопросов академической мобильности студентов до проблемы изменения климата.

Поделиться