Сенатор Гумерова: пилотный проект по реформе высшего образования соответствует национальным интересам страны

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова сегодня в Университете МИСИС провела выездное совещание о ходе пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования.

Сенатор напомнила, что в мае 2023 года Президент РФ подписал указ о реализации в 2023-2026 учебных годах пилотного проекта, направленного на реформирование высшего образования, в шести вузах страны. По нему предусматривается два уровня образования — базовый и специализированный, также вводится отдельный уровень профессионального образования — аспирантура.

По словам Лилии Гумеровой, для Комитета СФ по науке, образованию и культуре обсуждаемая тема является одной из приоритетных.

«Формирование такой системы соответствует национальным интересам страны. Мы ее рассматривали в минувшем году на выездном заседании в Санкт-Петербургском горном университете с участием представителей консорциума университетов „Недра“, а также на расширенном заседании Комитета СФ. Готовили предложения о законодательном закреплении подготовки кадров в сфере высшего образования, востребованность которых обусловлена технологическим развитием и модернизацией экономики нашей страны, исключительно с уровнем высшего образования — специалитет», — рассказала парламентарий.

Лилия Гумерова добавила, что в феврале этого года был принят закон, предоставляющий право научным организациям осуществлять образовательную деятельность по программам специалитета. В основе инициативы — успешный опыт Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова.

«На примере НИТУ МИСИС и других вузов — участников пилотного проекта подводим первые итоги его реализации, отмечаем возникающие проблемы, рассматриваем возможные предложения», — сообщила сенатор.

Ректор Университета МИСИС Алевтина Черникова рассказала об истории института, достижениях и современных проектах. По ее словам, участие в пилотном проекте по совершенствованию системы высшего образования потребовало более активной трансформации образовательной модели вуза, которой МИСИС занимается последние 10 лет.

«В ее основе лежит интеграция науки и образования, обеспечение необходимого уровня фундаментальной подготовки и практических навыков студентов в рамках единого образовательного пространства, усиление роли работодателей в разработке, реализации и оценке образовательных программ, увеличение объема практической подготовки в каждой программе, внедрение персонифицированного подхода, обеспечивающего постоянный рост мотивации студентов к обучению и подготовку конкурентоспособного специалиста за счет интеграции образовательной, научной, инновационной и внеучебной деятельности», — подчеркнула Алевтина Черникова.

В дискуссии приняли участие сенаторы РФ, ректор Балтийского федерального университета Александр Федоров, ректор Московского авиационного института Михаил Погосян, ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков, проректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Дмитрий Петраков, председатель законодательной Думы Томской области, председатель Комиссии Совета законодателей по образованию и науке Оксана Козловская, представители Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, эксперты.

Прозвучавшие в ходе мероприятия предложения, включая новые подходы к воспитательной работе на основе традиционных ценностей многонационального народа нашей страны, будут учтены в работе Комитета СФ.

Поделиться