ММСО 2020: какой должна быть идеальная образовательная платформа?

С 28 по 30 мая проходит второй онлайн-этап Московского международного салона образования — крупнейшего ежегодного отраслевого события в России. В рамках дискуссии «Цифровая трансформация» представители министерств, вузов и некоммерческих организаций продолжили тему перехода образования в «цифру»: обсудили современные вызовы, полезные инструменты, плюсы и минусы современных образовательных платформ.

В дискуссии приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев, ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, ректор ТГУ Эдуард Галажинский, ректор МФТИ Николай Кудрявцев, ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский, руководитель АНО «Новые возможности» Валерий Маковецкий. Модератором выступил директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов.

Как отменил заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев, сейчас очень важно понять, какие полезные практики вузы возьмут в будущее из того опыта, который дал вынужденный дистант, связанный с пандемией коронавируса. Еще более важно, подчеркнул заместитель Министра, понимать, что простой перевод всех процессов в цифровой формат — это еще не цифровизация, и зачастую такой упрощенный подход может быть малоэффективен.

В условиях пандемии учебные заведения как в России, так по всему миру в той или иной степени перешли на дистанционный формат. Все ректоры вузов, принимавшие участие в дискуссии «Цифровая трансформация» отметили, что есть как существенные успехи, так и пока практически неразрешимые задачи. Эффективность перехода в онлайн-формат во многом предопределяется заложенной базой, теми процессами цифровой трансформации, которые были запущены в вузах задолго до пандемии.

«Начиная с 2012 года, мы реализуем модель «цифрового университета» Digital MISIS, которая позволяет внедрять цифровые инструменты и сервисы во все сферы деятельности — образование, науку, бизнес-процессы. Созданная инфраструктура и полученные ранее компетенции позволили нам достаточно быстро перевести образовательный процесс в онлайн-формат«,— отметила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.

Представители других вузов также подчеркнули, что уже несколько лет работают над консолидированием управленческих и образовательных процессов в едином цифровом поле с использованием различных программных продуктов. По мнению спикеров, это существенно упрощает организацию и мониторинг процессов, хоть и требует индивидуальной гибкой настройки для каждого вуза.

Особое внимание в дискуссии было уделено вопросу образовательных платформ — агрегаторов, которые позволяют решить сразу несколько задач: упростить образовательный процесс для студентов, дать возможность получать знания в удобное время в любой точке мира, использовать ресурсы других университетов, получать доход от реализации онлайн-курсов. Спикеры сошлись во мнении, что на сегодняшний день нет ни одной образовательной онлайн-платформы, которую можно было бы назвать идеальной: иногда платформы выдвигают чрезмерно жесткие требования к содержанию курса, вплоть до количества печатных знаков, порой время курсов фиксировано, что удобно одним вузам и неудобно другим, на каких-то платформах очень сложны механизмы актуализации материала, что заставляет тратить колоссальные человеческие и денежные ресурсы. В идеале, использование платформы-агрегатором должно быть выгодно и вузу, и студентам: не только комфортным по формату, но и финансово доступным/выгодным.

«Современное поколение — цифровые аборигены, и нам приходится подтягиваться до их уровня. Конечно, мы должны придумывать те механизмы, которые их захватят и вдохновят. Тем не менее, цифровизация образования — сложный и ответственный процесс, который предусматривает всестороннюю апробацию технологий и взвешенный подход», —добавила Алевтина Черникова.

Руководитель АНО «Новые возможности» Валерий Маковецкий поделился новостью о создании новой образовательной платформы Everytale и пригласил представителей вузов принять участие в тестировании. По словам разработчиков, она будет более гибкой, чем существующие аналоги.

Во время обсуждения формата онлайн-лекций расхождение во мнении вызвал вопрос их длительности. Ректор Московского политеха Владимир Миклушевский отметил, что поколение Z, приходящее сейчас в вузы, перегружено информацией, и таким студентам будет интересен только максимально насыщенный контент, в десятки раз укороченный по сравнению с традиционным. Ректор ТГУ Эдуард Галажинский, наоборот считает, что вуз должен по мере возможности замедлять когнитивные изменения у студентов, не идти на поводу у молодежи и представлять информацию в более традиционной форме. Несмотря на разность в видении формата онлайн-курсов, представители вузов согласились, что проводить такую трансформацию единолично невозможно, требуются партнеры, а также участие Министерства науки и высшего образования РФ.

Поделиться