Как повысить эффективность обучения?

Эффективность обучения зависит от многих факторов: методики обучения, личности преподавателя, мотивации учащихся. При этом она напрямую связана со средствами, помогающими усвоить учебный материал, сделать обучение интересным. К таким средствам относятся различные компьютерные средства обучения: тренажеры, симуляторы, имитационные модели и т.п.

Эффективность обучения зависит от многих факторов: методики обучения, личности преподавателя, мотивации учащихся. При этом она напрямую связана со средствами, помогающими усвоить учебный материал, сделать обучение интересным. К таким средствам относятся различные компьютерные средства обучения: тренажеры, симуляторы, имитационные модели и т.п.

Актуальность использования тренажеров для овладения большинством профессий постоянно растет. Применение их сокращает сроки и улучшает качество подготовки кадров.

В нашем Университете с 2010 г. разработку и организацию применения компьютерных средств обучения (КСО) координирует Центр инновационных технологий (ЦИТ) в составе Института непрерывного образования (ИНОБР).

Среди направлений деятельности Центра:

Ø организация проектов разработки инновационных технологий обучения;

Ø содействие внедрению компьютерных средств обучения в учебный процесс;

Ø создание базы данных инноваций в области образования, в разработке которых принимали участие преподаватели «МИСиС»;

Ø организация разработки учебных курсов с использованием КСО.

КСО позволяют повысить эффективность учебного процесса за счет углубленного практического обучения, наглядного представления учебного материала средствами компьютерной графики, использования при обучении новейшего производственного опыта, а также результатов современных научных исследований и представлений, заложенных в компьютерную программу. В основе тренажера может использоваться не только модель, но и реальная компьютерная программа управления каким-либо объектом с учебными исходными данными и заданиями.

Центром уже созданы два таких учебных курса. Это «Современные технологии управления металлургическим производством» и «Технологии обслуживания и ремонта металлургического оборудования».

Практические занятия по управлению производством (первый курс) проходят на реальной промышленной платформе германской компании PSI BT через удаленный доступ к серверу «МИСиС», где эти программы установлены. Этот курс уже успешно проводился для сотрудников ОАО «НЛМК», Группы «ЧТПЗ», ОАО «ТМК» и готовится к проведению для студентов. Курс носит опережающий характер, поскольку системы управления производством на мировых промышленных платформах только начинают внедряться на российских предприятиях.

Курс «ТОиР» направлен на развитие практических навыков решения типовых задач управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования с помощью современных инструментов.

Лекции по этому курсу читают преподаватели кафедры «Инжиниринга и технологического оборудования» НИТУ «МИСиС». А практика отрабатывается на программном обеспечении IBM Maximo, также представляются разработки по модулям ТОРО компаний SAP, Infor

В 2010 году за счет средств программы развития НИТУ «МИСиС» под руководством ЦИТ было разработано два тренажера.

Ø «Тренажер „Горячая прокатка“ предназначен для детального изучения функций стана горячей прокатки. Это тренажер с наглядными 3D-моделями и фотографиями с реальных производств. Он позволяет отработать навыки поведения операторов и вальцовщиков в нештатных ситуациях» — комментирует автор тренажера, профессор кафедры «Автоматизированные системы управления» Виктор Андреевич Косарев.

Ø «Тренажер „Кислородно-конвертерный процесс“, разработанный на кафедре „Металлургия стали и ферросплавов“ под руководством профессора Окорокова Бориса Николаевича, предназначен для обучения слушателей конструкции и технологии производства стали конвертерным способом, а также навыкам расчета шихты на процесс и навыкам управления процессом продувки» — сообщает основной разработчик тренажера, старший преподаватель Павел Юрьевич Шендриков.

Основная цель создания этих тренажеров — повышение качества теоретического и практического обучения студентов НИТУ «МИСиС» и слушателей программ дополнительного образования.

В 2011 г. работа по созданию новых КСО будет продолжена. В планах ЦИТ: проекты учебных курсов на базе созданных тренажеров, современные версии уже разработанных тренажеров и расчетных программ по цветной металлургии, тренажеры по холодной прокатке, доменному производству и др.

По решению ректора с 2011 г. все разработки КСО «МИСиС» должны пройти обязательную регистрацию в базе ЦИТ ИНОБР. Это могут быть тренажеры, имитаторы, симуляторы и другие обучающие программы в электронной форме. При проведении аттестации профессорско-преподавательского состава (ППС), в которой учитывается эта работа, для аттестационной комиссии будет формироваться отчет об участии ППС в разработках КСО «МИСиС».

Для программ, которые были созданы много лет назад, но до сих пор активно используются в учебном процессе (лабораторные работы, расчетные программы и т.д.), появилась возможность перевода их на программные платформы с современным интерфейсом.

«Наши слушатели имеют возможность закреплять полученные знания, отрабатывать навыки на компьютерных тренажерах, работать с виртуальными моделями предприятий. Все это делает обучение эффективным и интересным. Мы считаем, что слушатели должны быть ориентированы на работу с технологиями завтрашнего дня. Это залог и нашего успеха, и успеха предприятий. Мы приглашаем к сотрудничеству преподавателей, IT-специалистов, заинтересованных в разработке, внедрении и использовании современных информационных технологий в образовательном процессе» — сообщила нам директор ЦИТ Варгасова Ольга Ивановна.

Поделиться