Вызовы системе образования обсудили на форуме "Сильные идеи для нового времен


Форум «Сильные идеи для нового времени», организованный Агентством стратегических инициатив и фондом Росконгресс, прошел ноября в Москве. За время подготовки было собрано около 15 тысяч идей для развития экономики, социальной и технологической сфер России. Авторы 100 лучших рассказали о них на форуме представителям федеральных органов власти и институтов развития.
В рамках форума «Сильные идеи для нового времени» в треке «Новые компетенции» было представлено 2344 идеи — это третье место по количеству среди всех треков. Зарегистрировались на трек 72 тысячи участников.
11 ноября в рамках трека «Новые компетенции» состоялась сессия «Дизайн будущего образования», модератором которой выступил генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС Алексей Комиссаров. В дискуссии вместе с представителями Министерства просвещения Российской Федерации, академических и деловых кругов, приняла участие и ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова.
Будущее нашей страны во многом зависит от качества образования. Но возникают некоторые вопросы и сложности, потому что образование — одно из самых консервативных направлений. «С одной стороны, в этом есть определенные плюсы, потому что это означает сохранение качества образования, с другой стороны, разрыв между тем, что мы зачастую преподаем и тем, что происходит в реальной жизни, за пределами учебного заведения, сильно отличается», — отметил в своем вступительном слове Алексей Комиссаров.
Модератор сессии напомнил участникам встречи, что Президент России Владимир Путин поставил в 2018 году задачу вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования. Заместитель Министра просвещения РФ Виктор Басюк считает, что наиболее эффективно эту задачу можно решить только в совокупности со всем заинтересованным сообществом.

«Уже сегодня сформирован запрос на новую школу, школу будущего. На наш взгляд, одна из целей такой школы — подготовить такие конструкторы, которые способны создавать новые общественные институты, грамотно преодолевать современные социальные конфликты, проектировать рациональный подход, вовлекая в решение проблем группы людей, стоящих на разных позициях. Это те самые гибкие навыки — soft skills, о которых сегодня очень много говорится, — отметил Виктор Басюк. — Дети проводят достаточно большое количество времени в школе. И видится, что из нынешней замкнутой капсулы учебного заведения необходимо создавать условную „школу без стен“, пространство которой раздвигает свои границы, в том числе за счет интернета и телекоммуникационных технологий».
По мнению заместителя Министра просвещения РФ, школа должна стать экосистемой сообществ, которая формируется как в стенах школы, так и за ее пределами, должна быть гибкая связь обязательного и дополнительного образования, внеурочной деятельности.
Сегодня университет — это не просто место, где молодые люди получают знания. Это целый социум, где студентам помогают выстроить индивидуальные траектории развития. Об этом рассказала ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова.
«Мы формируем среду креативности и творчества, направленную на максимальное развитие талантов и способностей каждого обучающегося. В своей деятельности мы ориентируемся на требования работодателей, которым важно быть уверенными в том, что наши выпускники обладают знаниями, навыками, компетенциями в области информационных технологий, экономики, менеджмента, знают не один, а желательно несколько иностранных языков, и несомненно softs skills. Ответственность, лидерство, умение работать в команде, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость и многое другое. Личностный потенциал молодого можно развить только в креативной экосреде, погружении в атмосферу научного поиска, в системной работе с представителями бизнес-сообщества», — уверена эксперт.
По словам Алевтины Черниковой, перед университетом, который претендует на роль лидера, стоит две задачи: ответы на вызовы времени и запросы бизнес-сообщества, а также определение собственной научно-образовательной повестки, так называемый взгляд в будущее.
«Мы точно не можем предусмотреть все перипетии завтрашнего дня, но можем научить наших студентов главному — умению учиться, способности к самообразованию. Сегодня уже невозможно, как раньше, единожды получить качественное образование и затем всю жизнь конвертировать его в опыт. Сейчас нужно учиться каждый день, чтобы оставаться конкурентоспособным», — подчеркнула ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».
Подводя итоги сессии «Дизайн будущего образования», Алексей Комиссаров отметил, что все эксперты понимают, что образование должно меняться чтобы соответствовать текущим и очень серьезным вызовам.

Поделиться