Денис Пастихин: «Университет всегда был частью жизни моей семьи»

Указом Президента России 2024 год объявлен Годом семьи. В НИТУ МИСИС есть несколько значимых для университета научных династий, с представителями которых мы проводим серию интервью. В сегодняшнем материале — к.т.н. Денис Валерьевич Пастихин, доцент кафедры геотехнологии освоения недр.

— Денис Валерьевич, вы представляете научную династию, которая связана с НИТУ МИСИС на протяжении долгих лет. Члены вашей семьи учились и работали в университете, проводили исследования, занимали руководящие должности. Было ли это для вас решающим фактором при выборе вуза?

— Университет всегда был частью жизни моей семьи. Мои дедушка и бабушка нашли друг друга, будучи студентами Московского горного института. Мои родители познакомились в Московском институте стали и сплавов. Я ребенком часто бывал в лаборатории у отца и на кафедре у мамы. Мой папа, Валерий Васильевич Пастихин, выпускник МИСИС, он заведовал отраслевой лабораторией производства стали, поковок и заготовок кафедры электрометаллургии, стали и ферросплавов. Сотрудники лаборатории часто бывали у нас дома. Моя мама, Ржевская Светлана Владимировна, училась на физико-химическом факультете МИСИС и после окончания университета более 5 лет работала ассистентом на кафедре рентгенографии и физики металлов у профессора Якова Семеновича Уманского. Но в конце 1975 г. перевелась в Московский горный институт на кафедру физики горных пород, где и проработала до конца своей жизни.

Если говорить про моего дедушку — Владимира Васильевича Ржевского — он жил Горным институтом, иногда даже ночевал в нём. Я в детстве его видел 1-2 раза в год на семейных праздниках, и, конечно, не осознавал, что значит «ректор». Только в последние несколько лет его жизни, когда он сам ушел с должности ректора, а я учился в старших классах школы, у меня появилась возможность с ним общаться чуть чаще. Возможно, тогда он и сумел вызвать во мне интерес к горному делу, давая решать задачи, связанные с расчетами площадей и объемов различных геометрических фигур, которые в целом описывали различные формы карьера. Думаю, тогда окончательно и сложилось понимание того, что я хочу стать горным инженером. И хотя я сдал на отлично выпускные экзамены в вечерней школе при МФТИ, а они засчитывались как вступительные испытания, документы я подал в Московский горный институт на специальность «Технология и комплексная механизация открытой разработки месторождений полезных ископаемых».

— Расскажите, пожалуйста, о самых ярких профессиональных достижениях ваших родственников, построивших свою карьеру в НИТУ МИСИС.

— В первую очередь, это достижения моего дедушки — Владимира Васильевича Ржевского. По семейной легенде, когда перед ним в юности стоял выбор, куда поступать, он написал несколько вариантов на бумажках, положил их в шапку и достал одну. И хотя выбор был, на первый взгляд, случайным, он всю жизнь без остатка посвятил горному делу и Московскому горному институту, в котором проработал ректором 25 лет. Он был действительным членом Академии наук СССР, лауреатом Государственной премии, доктором технических наук, профессором. Владимир Васильевич сформировал научную школу — коллектив ученых и специалистов-горняков, который насчитывал несколько десятков докторов наук, профессоров, большое количество кандидатов наук. Признание его заслуг отмечено орденами Ленина и Октябрьской Революции, он полный кавалер знака Шахтерской славы. Список достаточно большой и в нем присутствуют не только отечественные, но и зарубежные награды.

Моя бабушка, Евдокия Марковна Суханова, тоже училась в Московском горном институте. Во время войны со студентами института она была эвакуирована в Караганду, где училась и работала маркшейдером на шахте, которой руководил Алексей Григорьевич Стаханов — самый известный шахтер на тот момент. Евдокия Марковна проработала в Московском горном институте около 20 лет. Занимала должности зав. аспирантуры, декана инженерно-экономического факультета, директора горного музея. Своим главным достижением она считала учебник по истории горного дела — почти шестьсот страниц!

Отец проработал больше 10 лет в МИСИС, а потом перешел на работу в Госплан СССР, где занимался вопросами вторичной переработки черных металлов. Когда организация закрылась, он работал в компаниях, деятельность которых была связана с металлургией. Одно из направлений его работы было связано с получением титанового концентрата и, мне кажется, что предметом его гордости была запатентованная новая технология получения диоксида титана.

Моя мама после работы в МИСИС больше 40 лет преподавала в Горном институте и закончила свой трудовой путь профессором кафедры физики горных пород. Светлана Владимировна стала достаточно известным специалистом, сертифицированным экспертом в области метрологии, стандартизации и сертификации продукции. Думаю, она считала своим главным достижением учебник по материаловедению, а также практикумы и учебные пособия по этому направлению. По ним до сих пор занимаются студенты Университета МИСИС и других вузов. У мамы то же есть ведомственные награды — она полный кавалер «Трудовой славы».

— Продолжается ли династия сегодня?

— Получается, что в нашей семье в разных поколениях чередуются два направления: бабушка с дедушкой обучались по направлению горное дело, мама с папой дипломированные металлурги, я закончил горный институт, а сын Максим выбрал Институт технологий НИТУ МИСИС. Он сейчас учится на втором курсе по направлению «Технологические машины и оборудование». Уже почти год принимает участие в различных работах и исследованиях в лаборатории «Лазерно-ультразвуковая диагностика структуры и свойств горных пород и гетерогенных конструкционных материалов», которую возглавляет Елена Борисовна Черепецкая. Максим активно участвует во многих внеучебных мероприятиях, например, в Битве роботов, в играх «Что? Где? Когда?». Принимает участие в волонтерском движении. Хорошо, что в Университете МИСИС есть возможность попробовать себя в разных видах деятельности, а у сына есть желание все попробовать.

— Вы занимаетесь теоретическими проблемами технологических систем открытых горных работ. Почему вы выбрали именно это направление? Какие у него сейчас перспективы?

— Выбор научного направления во многом был связан с участием в научно-исследовательских работах, которые выполняли преподаватели кафедры, и в которых я начал принимать участия еще будучи студентом младших курсов. И не последнюю роль в этом выборе сыграл профессор нашей кафедры Истомин Виктор Владимирович, под чьим руководством я занимался научной работой и защитил кандидатскую диссертацию.

Развитие современных технологий, новых видов оборудования не может обойтись без станков, инструментов, сырья и энергии для производства, в основе всего этого полезные ископаемые. Открытый способ добычи дешевле, безопаснее и производительнее подземного способа. Сегодня в России 2/3 угля, свыше 80% железной руды, более половины цветных металлов, практически все строительные горные породы — песок, гравий, глина, доломит, мел, гранит, базальт — добываются открытым способом.

Развитие горнодобывающих технологий также связано с развитием науки, техники и других областей знаний. Сегодня горный инженер — это специалист, который должен разбираться не только в технологиях, способах и приемах добычи полезных ископаемых, но он должен быть физиком, химиком и айтишником. Физика нужна для понимания процессов, которые протекают в недрах земли или в отдельном куске полезного ископаемого в процессе ведения горных работ. Химия дает представление о процессах, в результате которых извлекаются ценные компоненты из руды. Знание современных цифровых технологий требуется, чтобы применять их для проектирования горных предприятий и повышения эффективности работы.

— Какие есть возможности у школьников, особенно из регионов, которые хотят поступить на эту специальность?

— Университет МИСИС проводит множество профнавигационных мероприятий для школьников. Направления, в которых я лично принимаю участие более 20 лет — олимпиады и проектная деятельность для школьников и выпускников колледжей из Читы и Черемхово. В этих регионах традиционно есть запрос на подготовку специалистов — горняков, и многие поступающие уже имеют представление о будущей специальности и мотивированы. Победители и призеры олимпиад получают привилегии при поступлении в Университет МИСИС. Двадцать лет — достаточно большой срок, и некоторые ребята, поступившие из Забайкальского края и Иркутской области, за это время успели стать высококлассными профессионалами и сейчас занимают высокие руководящие позиции в горнодобывающих компаниях.

Студентам при освоении специальности «Горное дело» доступны современные лаборатории и компьютерные классы. Особого внимания заслуживают действительно широкие возможности в выборе мест производственных практик и стажировок, а также получения дополнительных навыков и компетенций, необходимых для карьерного роста.

Надеюсь, что для тех, кто сейчас поступает в Горный институт, это действительно осознанный выбор, который может стать делом всей жизни.

Поделиться