В НИТУ «МИСиС» разработана импортозамещающая технология для авиапрома

Молодой ученый НИТУ «МИСиС» Вячеслав Баженов получил премию Правительства Москвы за разработку импортозамещающей технологии по изготовлению литых деталей из титановых сплавов для российской авиационной промышленности.
Молодой ученый НИТУ «МИСиС» Вячеслав Баженов получил премию Правительства Москвы за разработку импортозамещающей технологии по изготовлению литых деталей из титановых сплавов для российской авиационной промышленности методом литья в графитовые формы, изготовленные фрезерованием.

Вячеслав Баженов, старший научный сотрудник кафедры литейных технологий и художественной обработки материалов НИТУ «МИСиС», в составе научного коллектива кафедры является одним из разработчиков нового метода получения крупногабаритных изделий авиационной техники. Впервые в отечественной авиастроительной промышленности предложена безмодельная технология литья для получения деталей из титановых сплавов. Вместо применяемых сейчас керамических форм, компоненты для которых поставляются из-за рубежа, будут использоваться графитовые заготовки, изготовленные фрезерованием на станках с числовым программным управлением.

Современная разработка позволит не только делать формы полностью из отечественного сырья — графита, но и получать детали с большей размерной точностью, чем при традиционных методах литья по выплавляемым моделям. Это, а также дешевизна технологии, в сравнении с западными аналогами, являются одними из преимуществ безмодельной технологии.
Как объясняет Вячеслав Баженов, «графит является достаточно инертным материалом по отношению к титановым сплавам, поэтому отливки, получаемые в форму из этого материала, лишены типичных для титана дефектов, которые неизбежны при использовании традиционных керамических форм».

Титановые детали — стойки и втулки, — отлитые с помощью новой технологии, будут использоваться для производства важнейших деталей перспективного авиационного двигателя пятого поколения — ПД14. Его главное преимущество — снижение расхода топлива на 10% по сравнению с большинством существующих двигателей.

Экономия достигается благодаря легкости двигателя из-за установленных в нем лопаток из алюминида титана, технологию изготовления которых также разработали ученые НИТУ «МИСиС» в сотрудничестве с УГАТУ и ОАО «УМПО», под руководством профессора Владимира Белова, заведующего кафедрой литейных технологий и художественной обработки материалов НИТУ «МИСиС».

Двигатель ПД14 будет установлен на разрабатываемых самолетах МС21 — магистральном самолете XXI века — и Ил 214. А также будет использоваться на выпускаемых сейчас ТУ-204, SSJ-100 и Бе-200.

Как отметила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, «руководством нашей страны взят курс на модернизацию промышленности, импортозамещение технологий, в том числе, и в такой отрасли, как авиастроение. НИТУ „МИСиС“ традиционно тесно сотрудничает с авиакосмическим комплексом: сейчас в университете ведется около 30 научных разработок по заказу ведущих предприятий этой отрасли. Среди них создание новых низкокороззийных и сверхлегких сплавов, изготовление приборов для бортовых навигационных станций и деталей с памятью формы».

Поделиться